«Это было плаванье сквозь туман…» И. Бродский
* * * Это было плаванье сквозь туман.
Я сидел в пустом корабельном баре,
пил свой кофе, листал роман;
было тихо, как на воздушном шаре,
и бутылок мерцал неподвижный ряд,
не привлекая взгляд.Судно плыло в тумане. Туман был бел.
В свою очередь, бывшее также белым
судно (см. закон вытесненья тел)
в молоко угодившим казалось мелом,
и единственной черною вещью был
кофе, пока я пил.Моря не было видно. В белесой мгле,
спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле –
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.
1971 г.
Анализ стихотворения
Морская тематика занимает важное место в творчестве Бродского. Она нашла отражение в большом количестве стихотворных произведений, среди которых – «Колыбельная Трескового мыса», «Новый Жюль Верн», «Письмо в бутылке», «Ломтик медового месяца», «Твой локон не свивается в кольцо…». Тексты, где появляется морской мотив, можно условно разделить на две группы. В стихотворениях первой группы море зачастую описывается наблюдателем, находящимся на берегу. Получается, читателям дается взгляд со стороны. В произведениях, входящих во вторую группу, в том или ином виде представлено движение по морю на корабле. К ней относится стихотворение «Это было плаванье сквозь туман…», датированное 1971 годом. Лирический герой сидит в пустом баре корабля, плывущего в белом тумане, и пьет черный кофе. Сразу в глаза бросается цветовой контраст, создаваемый поэтом. Буквально с первых строк возникает противопоставление белого и черного. Белое – то, что окружает лирического героя, то есть туман и судно. Единственный объект черного цвета – кофе. Правда, век его оказывается не слишком долго. В стихотворении он существует, пока им наслаждается герой. Водный путь в произведении олицетворяет поглощение морской пучиной корабля, уход его за границу вещного мира. Поэтому в финале текста возникает сомнение:
…если вообще это было судном,
а не сгустком тумана…
Лирика на морскую тематику Бродского нередко рассматривается литературоведами с оглядкой на творчество английского поэта, представителя барокко Джона Донна. Корабль у него часто служит метафорой человека. Кроме того, кораблекрушение иногда представляется в его лирике событием эсхатологическим, а описание шторма порой напоминает изображение возвращения к первобытному хаосу. Также не стоит забывать о мифологии, порожденной двадцатым столетием. Самый известный корабль прошлого века – без сомнения, «Титаник». Его гибель – катастрофа, о которой слышал любой цивилизованный человек. Тонущее судно, представляющее собой метафору всей современной культуры, – весьма распространенный в искусстве образ. В стихотворении «Это было плаванье сквозь туман…» лирический герой воспринимает апокалипсис как гибнущий корабль, уходящий в Ничто. Впрочем, как это характерно для всего творчества Бродского, об однозначной трактовке текста говорить не стоит. Поэзия Иосифа Александровича настолько философски глубока, настолько многогранна, что было бы глупо сводить смысл рассматриваемого произведения к паре-тройке тезисов.
Автор: Иосиф Бродский