Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Москва» Ф. Глинка

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Эта матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

1840 г.

Анализ стихотворения Ф. Н. Глинки «Москва»

Стихотворение «Москва» написано в 1840 году, в восьмилетний московский период жизни Федора Николаевича. В это время определился талант Глинки как поэта духовного. В рамках стихотворения он не только описывает величие, уникальность Москвы, но и подчеркивает ее значение для всей России.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • лексические повторы – «город чудный, город древний», «сколько храмов, сколько башен» – несут усилительную функцию;
  • многосоюзие – «и посады и деревни, и палаты и дворцы» – подчеркивает многообразие облика города, сложность его инфраструктуры;
  • многочисленные риторические восклицания – «ты вместил … дворцы!», «сколько башен на … твоих холмах!», «стал… знаменит!», «Эта … Москва!» «пасынки не поклонятся!» – отражают подъем чувств, восторженную гордость автора и исключительную важность темы;
  • риторические вопросы – «кто возьмет … ?», «кто собьет …?» – приглашают читателя к дискуссии, четко обозначая авторскую позицию;
  • метафоры – «лента пашен», «процветай славой», «пестреешь в садах» – позволяют сократить текст без потери смысла;
  • сравнения – «развит (от слова вить), как хартия (в контексте речи – бумажный свиток)», «горела, как мученик» – придают речи образность;
  • инверсию – «вырастают дерева», «на церквах старинных», «России град»;
  • олицетворения – «матушка Москва», «Кремль-богатырь»;
  • перифразы – «златая шапка» – церковный купол, «Иван-звонарь» – колокольня Ивана Великого высотой 81 м, «пасынки России» – клеветники и хулители России, дистанцирующиеся от своего народа;
  • архаизмы – «выя (шея)», в том числе с усечениями – «град», устаревшие формы слов – «дерева»;
  • эпитеты – «исполинская рука», «святые ворота», «бедовая судьба», «вечная слава», «коренной (главный), сердечный град»;
  • авторский неологизм – «бурнопламенная»;
  • антонимы – «лежала – восстала», «малая – велик» – дают читателю возможность отследить исторические судьбы России;
  • синонимы – «палаты, дворцы», «храмы, церкви»;
  • эллипсис – «разве (только) пасынки не поклонятся».

Посад – часть города, где селились, как правило, торговцы и ремесленники.

Описывая красоты города, автор невольно погружает читателя в славную и трагическую историю и Москвы, и всей страны. Проживший непростую жизнь и перенесший большие потрясения поэт до последних дней оставался благотворителем, патриотом и гражданином. Стихотворение особенно актуально в наши дни.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах