Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Марина Цветаева

«Полночь» М. Цветаева

Снова стрелки обежали целый круг:
Для кого-то много счастья позади.
Подымается с мольбою сколько рук!
Сколько писем прижимается к груди!

Где-то кормчий наклоняется к рулю,
Кто-то бредит о короне и жезле,
Чьи-то губы прошептали: «не люблю»,
Чьи-то локоны запутались в петле.

Где-то свищут, где-то рыщут по кустам,
Где-то пленнику приснились палачи,
Там, в ночи, кого-то душат, там
Зажигаются кому-то три свечи.

Там, над капищем безумья и грехов,
Собирается великая гроза,
И над томиком излюбленных стихов
Чьи-то юные печалятся глаза.

Дата создания: 1912 г.

Сборник «Волшебный фонарь», раздел «Не на радость».

Анализ стихотворения Цветаевой «Полночь»

Таинственная ночная темнота – особое время для героини ранних цветаевских творений. Когда часы бьют полночь, наступает черед странным происшествиям: начинается волшебный бал, в котором участвуют ожившие саксонские статуэтки, или к героине являются персонажи сказок, устрашающих «пугливую детку». Ночная пора также располагает к размышлениям над жизнью «пламенной и пылкой». Безмолвие и неподвижность окружающего противопоставляются внутреннему напряжению лирического «я», трепету души. Дар всезнания, которым награждается субъект речи, позволяет проникнуть в глубинный смысл обыденных событий и осознать цикличность происходящего.

Зачин произведения 1912 г. открывается упоминанием о ходе времени. Перечисление занятий, которыми озабочены разные люди, составляет основное содержание текста. Лаконичные обозначения объединены по одному признаку – указанию на конкретный час. Автор составляет своеобразный портрет общества, используя аналог методики временного среза, которая применяется в современной науке.

Бег времени ассоциируется с эмоциональной реакцией людей: они сожалеют об утраченном счастье, молятся, живут надеждами. Для обозначения человеческих чаяний поэтесса обращается к образам, основанным на синекдохе. Авторское внимание сконцентрировано на жестах: руках, сложенных для молитвы или прижимающих к груди дорогое письмо. Примеры, сходные по структуре с образами зачина, встречаются во втором катрене и финале стихотворения. Губы, локоны и глаза – первые два образа передают лирические переживания дисгармоничности жизни, в последнем влияние негатива значительно ослаблено, оно уступает место интонациям легкой меланхолии.

Большинство образов, входящих в обширный комплекс перечислений, имеют свои противоположности. Бодрствующий рулевой и спящий честолюбец, преследователи и пленник, жертва и обряд о здравии, город грешников и юный читатель-романтик – локальные антитезы в основном сконцентрированы в центральных строфах. Каждая из них представляет маленькую сценку, фрагмент пестрой и противоречивой картины полуночи.

В стихотворном тексте в изобилии встречаются неопределенные местоимения и местоименные наречия, часть из которых применяется в качестве анафоры. Подобные лексические средства порождают эффект неконкретности, размытости художественного пространства. Это свойство контрастирует с точностью временного ориентира, заданного заглавием, а также иллюстрирует мысль о цикличном движении жизни.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах