«Георгины» А. Фет
Вчера – уж солнце рдело низко –
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.Как много пылких или томных,
с наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины, –
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.
1859 г.
Анализ стихотворения Фета «Георгины»
Журнал «Русский вестник» впервые опубликовал стихотворение «Георгины» в 1859 году. Это произведение состоит из четырёх строф по четыре строки с перекрёстной рифмой. Размером является четырёхстопный ямб. Повествование идёт от первого лица, в качестве лирического героя выступает сам Афанасий Афанасьевич Фет.
Можно сказать, что на первый взгляд это произведение является изящной пейзажной зарисовкой. По сюжету лирический герой собирается встретиться с возлюбленной и идёт к ней на встречу через цветник. Проходя по саду, он восхищается видом георгин, растущих повсюду.
Наверное, следует напомнить, что георгины – это крупные травянистые растения. Некоторые кусты достигают высоты человеческого роста. Отдельного внимания заслуживают их цветы. Крупные овальные, чуть заострённые лепестки собраны в объёмные корзинки, которые образуют форму выпуклой линзы или шара. Соцветия георгин бывают самых различных оттенков: встречаются как ярко-алые, насыщенные бордовые, пылающие оранжевые, так и нежные розовые, персиковые, белые цветки.
Это очень красивое величавое растение. Неудивительно, что оказавшись среди его пышных кустов, поэт был весьма впечатлён. Для георгин у Афанасия Афанасьевича нашлось прекрасное сравнение, которое идеально передаёт роскошный вид и разнообразие оттенков цветов. Автор сопоставил их с нарядными одалисками, обитательницами гаремов восточных правителей. Поэт сыплет эпитетами: «томные», «пылкие», «весёлые», «нескромные». Благодаря им каждое растение приобретает собственный характер и душу. Некоторые походят на томных чаровниц, другие – на страстных красавиц (рискнём предположить, что этот образ родился при взгляде на яркий красный цветок), третьи напоминают утончённых кокеток. Даже лепестки удостоились эффектного образа – их поэт сравнил с длинными женскими ресницами.
Но при внимательном чтении стихотворения окажется, что оно является глубокой метафорой скоротечности человеческой жизни и в частности мимолётности женской красоты. В начале произведения автор упоминает, что поразившая его прогулка произошла только вчера, а уже сегодня грянули заморозки (здесь используется эпитет «утренний мороз»), и теперь на цветах лежит печать увядания. Мы легко можем представить, как лепестки покрывает серебристый иней. Что это, как не намёк на седину в волосах? Думается, этим стихотворением поэт хотел напомнить читателям, что время юности ограничено, и пока можно, необходимо наслаждаться им. Но и по приходу зрелости не следует грустить, потому что и в ней есть достоинства, обозначенные автором эпитетом «тайное обаянье».