«Созидатель» А. Белый
Грустен взор. Сюртук застегнут.
Сух, серьезен, строен, прям –Ты над грудой книг изогнут,
Труд несешь грядущим дням.Вот бежишь: легка походка;
Вертишь трость – готов напасть.Пляшет черная бородка,
В острых взорах власть и страсть.Пламень уст – багряных маков –
Оттеняет бледность щек.Неизменен, одинаков,
Режешь времени поток.Взор опустишь, руки сложишь…
В мыслях – молнийный излом.Замолчишь и изнеможешь
Пред невеждой, пред глупцом.Нет, не мысли, – иглы молний
Возжигаешь в мозг врага.Стройной рифмой преисполни
Вихрей пьяные рога,Потрясая строгим тоном
Звезды строящий эфир…Где-то там… за небосклоном
Засверкает новый мир; –Там за гранью небосклона –
Небо, небо наших душ:Ты его в земное лоно
Рифмой пламенной обрушь.Где-то новую туманность
Нам откроет астроном: –Мира бренного обманность –
Только мысль о прожитом.В строфах – рифмы, в рифмах – мысли
Созидают новый свет…Над душой твоей повисли
Новые миры, поэт.Всё лишь символ… Кто ты? Где ты?..
Мир – Россия – Петербург –Солнце – дальние планеты…
Кто ты? Где ты, демиург?..Ты над книгою изогнут,
Бледный оборотень, дух…Грустен взор. Сюртук застегнут.
Горд, серьезен, строен, сух.
1904 г., Москва.
Сборник «Урна» (1909). Раздел «В. Брюсову».
Анализ стихотворения Андрея Белого «Созидатель»
Валерий Яковлевич Брюсов считается одной из центральных фигур русской поэзии начала XX века. Его даже называют вождём символизма, который оказал значительное влияние на развитие жанра в целом. Неудивительно, что некоторые его последователи посвящали Брюсову свои произведения. Например, у Андрея Белого есть целый цикл стихотворений, обращённых к этому гуру поэзии.
Центральным произведением цикла «В. Брюсову» из сборника «Урна» является «Созидатель». Это стихотворение представляет собой череду двустиший, написанных четырёхстопным хореем. Автор выступает в роли рассказчика, который наблюдает за главным героем, в котором легко узнать знаменитого поэта В. Я. Брюсова.
Взять хотя бы первую строфу. В лаконичных выражениях Андрей Белый изображает облик своего героя. Хватает буквально нескольких слов, чтобы понять, что перед нами именно Брюсов. Градация «Сух, серьёзен, строен, прям» очень точно отражает суть личности поэта. В то же время краткость, с какой автор описывает героя, является дополнительной отсылкой к его образу.
В тексте мы можем встретить и другие черты внешности Валерия Яковлевича. Белый тонко подмечает их и для каждой находит достойный эпитет. «Чёрная бородка», «острый взор», «бледность щёк», «пламень рта», который автор сравнивает с алыми цветами мака, «легка походка» – из всех этих деталей вырастает цельный образ поэта.
Хотя описанию внешности героя Андрей Белый и уделяет много внимания, всё же думается, что это не самое важное для него. Гораздо больше времени поэт посвящает творческому дару своего кумира. Сначала автор говорит о том, как устроен разум Брюсова. Его поэт называет эффектным эпитетом «молнийный излом», который подчёркивает остроту мысли. Белый восхищается умом Брюсова, показывая, что для него есть только одно препятствие – спор с глупым человеком.
Воздействие же Брюсова на мир автор удостаивает самых выразительных и пафосных сравнений и эпитетов. Поэт верно определяет суть творчества – саму материю Валерий Яковлевич облекает в образ и переносит из мира воображаемого в обыденный. Потому-то автор и называет коллегу гордо – демиургом, созидателем новой реальности. Недаром он приводит слова об астрономе, который открывает новую туманность. Этот параллелизм уравнивает поэтов и исследователей галактик, показывая, что и те, и другие важны для общества.
Кульминацией стихотворения является утверждение о том, что «всё есть символ». Автор раскрывает, как преобразуется ткань мира в лирике Брюсова, как он сам движется во времени и пространстве:
Мир – Россия – Петербург –
Солнце – дальние планеты…
А затем взгляд автора снова возвращается в комнатку, где над книгами склонился уже не просто человек, а бесплотный дух, способный перемещаться куда угодно по одному лишь желанию. Поэт завершает стихотворение тем же, с чего начал, подчёркивая, что внешняя оболочка может скрывать целый мир, заключённый в разуме творца.