Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Лесом мы шли по тропинке единственной…» А. Фет

* * *

Лесом мы шли по тропинке единственной
     В поздний и сумрачный час.
Я посмотрел: запад с дрожью таинственной
                         Гас.

Что-то хотелось сказать на прощание, –
     Сердца не понял никто;
Что же сказать про его обмирание?
                         Что?

Думы ли реют тревожно-несвязные,
     Плачет ли сердце в груди, –
Скоро повысыплют звезды алмазные,
                         Жди!

1858 г.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Лесом мы шли по тропинке единственной…»

Стихотворение «Лесом мы шли…» написано в 1858 году, когда Афанасий Афанасьевич вышел в отставку и поселился в Москве. Оно относится к жанру интимной лирики и иллюстрирует живейший интерес поэта к внутреннему миру человека, раскрытие авторского сознания и чувств. Основной образ – природа. В рамках произведения видно, как скрытое напряжение, сожаления словно окрашивают окружающий главного героя пейзаж.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «по тропинке единственной», «с дрожью таинственной», «плачет сердце», «повысыплют (появятся в большом количестве) звезды алмазные», которая способствует рифмовке и созданию акцентов на определениях, ярко характеризующих явления и чувства;
  • эпитеты – «сумрачный час», «таинственная дрожь», «тревожно-несвязные думы», «алмазные звезды»;
  • метонимию – «запад гас», перенос на основе смежности понятий – гас не запад, а заходящее на западе солнце – придает тексту особую выразительность;
  • олицетворения – «сердце плачет, обмирает», «думы реют (в контексте речи – стремительно проносятся)» – придают тексту экспрессию, расширяют возможности слова в передаче чувств, ощущений;
  • риторические вопросы – «Что же сказать …? Что?» – словно вовлекают читателя в беседу с автором;
  • риторическое восклицание – «Жди!» – отмечает момент кульминации чувств;
  • синтаксический параллелизм – «думы ли реют, плачет ли сердце…» – делает художественную речь одновременно информативной и многоплановой.

Лирический герой представляется нерешительным влюбленным, стремящимся выяснить отношения. Уединенность места располагает к откровенности, сближает персонажей произведения. Вечерний лес полон тайны, но герой не может собраться с мыслями, он с замиранием сердца ждет заветных слов и не решается произнести их сам. Автор не случайно использует в произведении время сумерек, когда день уже угасает, а ночь еще не наступила; очертания предметов так же неверны, неопределенны, как мысли и ожидания. Оборот «сердца не понял никто» указывает на то, никто не понял, не угадал чувств лирического героя, и многое осталось недосказанным.

В основе композиционного построения – контрастность настроения: внутренний психологический диссонанс сменяется робкой надеждой. Притягательная красота звездного неба общеизвестна. И герой словно обещает, что появление звезд – предвестник счастливого разрешения мучительной проблемы, но концовка произведения остается открытой…



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах