«Лесом мы шли по тропинке единственной…» А. Фет
* * * Лесом мы шли по тропинке единственной В поздний и сумрачный час. Я посмотрел: запад с дрожью таинственной Гас. Что-то хотелось сказать на прощание, – Сердца не понял никто; Что же сказать про его обмирание? Что? Думы ли реют тревожно-несвязные, Плачет ли сердце в груди, – Скоро повысыплют звезды алмазные, Жди!
1858 г.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Лесом мы шли по тропинке единственной…»
Стихотворение «Лесом мы шли…» написано в 1858 году, когда Афанасий Афанасьевич вышел в отставку и поселился в Москве. Оно относится к жанру интимной лирики и иллюстрирует живейший интерес поэта к внутреннему миру человека, раскрытие авторского сознания и чувств. Основной образ – природа. В рамках произведения видно, как скрытое напряжение, сожаления словно окрашивают окружающий главного героя пейзаж.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «по тропинке единственной», «с дрожью таинственной», «плачет сердце», «повысыплют (появятся в большом количестве) звезды алмазные», которая способствует рифмовке и созданию акцентов на определениях, ярко характеризующих явления и чувства;
- эпитеты – «сумрачный час», «таинственная дрожь», «тревожно-несвязные думы», «алмазные звезды»;
- метонимию – «запад гас», перенос на основе смежности понятий – гас не запад, а заходящее на западе солнце – придает тексту особую выразительность;
- олицетворения – «сердце плачет, обмирает», «думы реют (в контексте речи – стремительно проносятся)» – придают тексту экспрессию, расширяют возможности слова в передаче чувств, ощущений;
- риторические вопросы – «Что же сказать …? Что?» – словно вовлекают читателя в беседу с автором;
- риторическое восклицание – «Жди!» – отмечает момент кульминации чувств;
- синтаксический параллелизм – «думы ли реют, плачет ли сердце…» – делает художественную речь одновременно информативной и многоплановой.
Лирический герой представляется нерешительным влюбленным, стремящимся выяснить отношения. Уединенность места располагает к откровенности, сближает персонажей произведения. Вечерний лес полон тайны, но герой не может собраться с мыслями, он с замиранием сердца ждет заветных слов и не решается произнести их сам. Автор не случайно использует в произведении время сумерек, когда день уже угасает, а ночь еще не наступила; очертания предметов так же неверны, неопределенны, как мысли и ожидания. Оборот «сердца не понял никто» указывает на то, никто не понял, не угадал чувств лирического героя, и многое осталось недосказанным.
В основе композиционного построения – контрастность настроения: внутренний психологический диссонанс сменяется робкой надеждой. Притягательная красота звездного неба общеизвестна. И герой словно обещает, что появление звезд – предвестник счастливого разрешения мучительной проблемы, но концовка произведения остается открытой…