Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Яков Полонский

«Затворница» Я. Полонский

В одной знакомой улице –
Я помню старый дом,
С высокой, тёмной лестницей,
С завешенным окном.
Там огонёк, как звёздочка,
До полночи светил,
И ветер занавескою
Тихонько шевелил.
Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Какая сила тайная
Меня туда влекла,
И что за чудо-девушка
В заветный час ночной
Меня встречала, бледная,
С распущенной косой.
Какие речи детские
Она твердила мне:
О жизни неизведанной,
О дальней стороне.
Как не по-детски пламенно,
Прильнув к устам моим,
Она дрожа шептала мне:
«Послушай, убежим!
Мы будем птицы вольные –
Забудем гордый свет…
Где нет людей прощающих,
Туда возврата нет…»
И тихо слёзы капали –
И поцелуй звучал –
И ветер занавескою
Тревожно колыхал.

1846 г.

Анализ стихотворения Я. П. Полонского «Затворница»

Стихотворение «Затворница» написано летом 1846 года в Тифлисе. Оно навеяно воспоминанием о былой любви и очевидно пронизано сладким чувством невосполнимой потери. Автор сожалеет о том, что не совершил безумного поступка, которого ожидала от него любимая.

Стихотворение наполняют следующие средства художественной выразительности:

  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «огонек», «звездочка» – отсылают нас не столько к огоньку свечи, сколько к трогательному девичьему образу;
  • сравнения – «огонек, как звездочка», «чудо-девушка» – подчеркивают неординарность личности девушки, ее готовность принести в жертву собственное доброе имя (еще один символ – распущенная коса);
  • инверсия – «сила тайная», «час ночной», «речи детские», «о жизни неизведанной», «к устам моим», «птицы вольные», «людей прощающих», «занавескою колыхал»;
  • эпитеты – «заветный (тайный) час», «гордый свет» – подчеркивают, что влюбленные вынуждены скрывать свое чувство от людей, неспособных их понять и сопереживать;
  • риторическое восклицание – «…убежим!» – отражает накал чувств лирической героини, избравшую крайнюю меру для воссоединения с любимым;
  • олицетворения – «поцелуй звучал», «ветер колыхал» – очеловечивая явления и действия людей, автор точно, детально описывает обстоятельства встречи любящих;
  • симплока (повторение слова в смежных стихах или фразах) – «нет людей…, возврата нет…» – делает акцент на ключевом слове «нет» – оно звучит как диагноз: идеального мира, куда призывает девушка, нет, как и ответа от возлюбленного;
  • умолчание – «возврата нет…» – лирическая героиня понимает необратимость своих возможных действий, но любовь для нее на первом месте;
  • многосоюзие – «и капали, и звучал, и колыхал» – навевающий уныние повтор отражает безысходность ситуации: слезы оттого и капают, что любимый раздумывает;
  • синонимы – «шевелил», «колыхал».

Думается, выбор падежной формы «в улице» не случаен: автор хочет подчеркнуть, что таких домов, похожих один на другой, как зубы «в» ряду, и хранящих обывательские представления о жизни, очень много.

Автор намеренно подает образ старого дома как символа традиционности, всего устоявшегося, закрытого для перемен – окно занавешено, а лестница темна. Жилище выступает символической скорлупой, под которой скрыто настоящее сокровище – чудо-девушка – скрытная, но смелая, горячо любящая, чувствительная и полная идей. Ветер как воплощение свободной стихии противопоставлен статичности лирического героя. Он не производит никаких действий, являясь пассивным слушателем, созерцателем.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах