«Чёртовы качели» Ф. Сологуб
В тени косматой ели, Над шумною рекой Качает чёрт качели Мохнатою рукой. Качает и смеётся, Вперёд, назад, Вперёд, назад. Доска скрипит и гнётся, О сук тяжёлый трётся Натянутый канат. Снуёт с протяжным скрипом Шатучая доска, И чёрт хохочет с хрипом, Хватаясь за бока. Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперёд, назад, Вперёд, назад, Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь От чёрта томный взгляд. Над верхом тёмной ели Хохочет голубой: «Попался на качели, Качайся, чёрт с тобой». В тени косматой ели Визжат, кружась гурьбой: «Попался на качели, Качайся, чёрт с тобой». Я знаю, чёрт не бросит Стремительной доски, Пока меня не скосит Грозящий взмах руки, Пока не перетрётся, Крутяся, конопля, Пока не подвернётся Ко мне моя земля. Взлечу я выше ели, И лбом о землю трах. Качай же, чёрт, качели, Всё выше, выше… ах!
14 июня 1907 г.
Анализ стихотворения Сологуба «Чертовы качели»
Стихотворение «Чертовы качели» написано Федором Кузьмичом Сологубом (1863–1927) 14 июня 1907 года. Оно вошло в сборник «Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая», опубликованный в Москве в 1908 году.
У стихотворения необычная композиция. Оно состоит из девяти строф, причем две из них являются секстинами (от латинского «sex» – шесть). В начале стихотворения они чередуются с обычными четверостишиями, которые имеют форму abab. Строфы, в которых содержится по шесть строк, образуют схему cddccd и eddeed.
Действо, о котором повествует автор, напоминает страшный сон. В лесу высоко на ветвях подвешены огромные качели. Они раскачиваются сильнее и сильнее, угрожая гибелью лирическому герою – авторскому «я». Эти качели приводит в движение сам черт, поэтому автор понимает, что этот аттракцион не сулит ничего хорошего. Раскачиваясь все выше, поэт предчувствует, как в какое-то мгновение он соскользнет с доски и рухнет на землю. Финал стихотворения остается открытым, и читателю позволяется самому понять, чем закончится этот полет.
Сюжет этого стихотворения немедленно вызывает в памяти другое произведение – знаменитый «Фауст» Гете. Как и демон лирического героя в «Чертовых качелях», Мефистофель увлекает Фауста в водоворот событий, развлечений и удовольствий. Расплата за миг наслаждения будет страшной – мучительная смерть. Но оба – герой Федора Кузьмича Сологуба и доктор Фауст, принимают условия игры.
То, что поэт описывает именно сатанинскую игру, можно подтвердить с помощью особенностей стихотворения. Например, автор использует живую бытовую лексику. Текст произведения изобилует междометиями («ах!»), звукоподражательными словами («лбом о землю трах»), просторечные выражения («мотаюсь», «крутяся», «шатучий»). Есть в тексте прямая речь, которая создает впечатление шутливой перебранки:
Визжат, кружась гурьбой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой».
Постоянно встречаются повторы:
Качает и смеётся,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад.
Держусь, томлюсь, качаюсь,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад…
Интересна поэтическая фонетика. Все стихотворение словно наполнено разными звуками, неизменно сопровождающими движение качелей. Вот благодаря аллитерациям скрипят ветви елей: «косматой», «качает», «доска», «канат». Вот раздается смех черта: «хохочет», «хрипом», «хватаясь». Вот свистит ветер в ушах: «стремительной», «скосит», «бросит».
Образ чертовых качелей можно интерпретировать как символ жизни. Если представить, что взлеты и падения на качелях – это жизненные радости и неудачи, то становится понятно, почему лирического героя не страшит близкое падение. Ведь смерть – это закономерный итог любой жизни. Таким образом, с помощью обращения к мистике поэт предлагает взглянуть на привычные вещи иным взглядом.
Автор: Фёдор Сологуб