Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Волк и Журавль» И. Крылов

‎     Что волки жадны, всякий знает:
‎     ‎    ‎      Волк, евши, никогда
‎     ‎     ‎     Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
‎          Он костью чуть не подавился.
‎     Но может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; 
‎          Пришло хоть ноги протянуть!
‎     По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот, кой-как знаками стал Волк его манить
‎          И просит горю пособить.
‎     ‎     Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
‎     Кость вытащил и стал за труд просить.
‎     «Ты шутишь!» зверь вскричал коварный:
‎     «Тебе за труд? Ах, ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
‎          Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Не позднее февраля 1816 г.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга шестая».

Анализ, мораль басни Крылова «Волк и Журавль»

Произведение открывает целый пласт проблем, с которыми сталкивается каждый из нас. Басня «Волк и Журавль» замечательно иллюстрирует тезис, который кажется парадоксальным, но только на первый взгляд – «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». Тот, кто делает добро, не должен ждать, тем более требовать благодарности – благотворитель обязан быть бескорыстным. Но такие моральные высоты доступны не каждому.

В басне «Волк и Журавль» поэт осуждает алчность, которая может привести к гибели, глупую заносчивость и умение «переобуваться в воздухе» – беспринципность, позволяющую извлекать выгоду из любой ситуации, а также фатальную недальновидность, которая исключает всякую возможность получить помощь в будущем.

Автор не зря выбирает в качестве персонажа Волка, традиционно олицетворяющего в русском фольклоре неуемную жадность, коварство и поразительную наглость. В этом герое можно узнать определенный человеческий типаж, который обсуждает и осуждает автор. Его антипод – птица, отзывчивый и доверчивый Журавль, которому доступен высокий полет. Правда, его простодушие чуть не стоило ему жизни, а хрупкое доверие к Волку сломано безвозвратно.

Стремительное развитие сюжета не дает автору возможности пространно описать ситуацию и персонажей, и в тексте преобладает действие, поэтому в нем нет метафор и очень мало эпитетов – «большая трудность», «коварный зверь», «глупая голова». Зато наблюдается большая частотность глаголов: они встречаются практически в каждой строчке текста и образуют целые ряды – «засунул, вытащил, стал просить», «убирайся, берегись, не попадайся».

Ряд оборотов требуют уточнения. Устаревшая форма деепричастия «евши» означает «во время еды», «не разбирает» – «не отделяет», «случился» – «оказался», разговорная форма «вперед не попадайся» означает «впредь, на будущее не попадайся», «долгий» – «длинный», «пособить» – «помочь, подсобить». В тексте встречаются частотные у Ивана Андреевича изменения падежных форм: числительного – «пришла на одного», а не «пришла к одному», прилагательных – не «большою», а «большею»; «цел унес», а не «целым унес».

И. А. Крылов использует следующие средства художественной выразительности: риторические восклицания – «Пришло… ноги протянуть!», «Ты шутишь!» «Ах ты, неблагодарный!», «…нос …с головой …унес!»; риторический вопрос – «Тебе за труд?», эллипсис – «стал за труд просить (награды)», «пришло (время) …ноги протянуть»; олицетворение – «пришла беда»; перифраз – «зверь коварный»; лексический повтор – «ты шутишь», «тебе за труд», «ты, неблагодарный», «ты… унес», «ты …не попадайся».

Яркие фразеологизмы – «ноги протянуть», «ни охнуть, ни вздохнуть» – одним штрихом, лаконично описывают бедственное положение Волка. Обращение Волка к Журавлю «приятель» является проявлением иронии. Использование инверсии – «что волки жадны, всякий знает», «зверь вскричал коварный», «пришла беда», «не может Волк», «стал Волк его манить» – позволяет поэту гармонично выстроить рифму, не искажая смысла речи.

Многословие – один из признаков неправоты Волка. Осознание собственного предательства распаляет его, и Волк начинает обвинять своего спасителя, подчеркивать свою снисходительность, широту натуры. Недостойный персонаж утверждается не иначе, как унижая доброго Журавля.

Басня иллюстрирует важность благодарности, истинной дружбы, согласия и взаимопомощи, готовности прийти на помощь в трудную минуту даже к тому, кто потенциально опасен. Ведь именно эти качества и делают человека человеком.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Крылова
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах