«Леопард» Н. Гумилёв
Если убитому леопарду не опалить немедленно усов,
дух его будет преследовать охотника.
Абиссинское поверье.Колдовством и ворожбою
В тишине глухих ночей
Леопард, убитый мною,
Занят в комнате моей.Люди входят и уходят,
Позже всех уходит та,
Для которой в жилах бродит
Золотая темнота.Поздно. Мыши засвистели,
Глухо крякнул домовой,
И мурлычит у постели
Леопард, убитый мной.– По ущельям Добробрана
Сизый плавает туман,
Солнце красное, как рана,
Озарило Добробран.– Запах меда и вервены
Ветер гонит на восток,
И ревут, ревут гиены,
Зарывая нос в песок.– Брат мой, брат мой, ревы слышишь,
Запах чуешь, видишь дым?
Для чего ж тогда ты дышишь
Этим воздухом сырым?– Нет, ты должен, мой убийца,
Умереть в стране моей,
Чтоб я снова мог родиться
В леопардовой семье. –Неужели до рассвета
Мне ловить лукавый зов?
Ах, не слушал я совета,
Не спалил ему усов.Только поздно! Вражья сила
Одолела и близка:
Вот затылок мне сдавила,
Точно медная, рука…Пальмы… с неба страшный пламень
Жжет песчаный водоем…
Данакиль припал за камень
С пламенеющим копьем.Он не знает и не спросит,
Чем душа моя горда,
Только душу эту бросит,
Сам не ведая куда.И не в силах я бороться,
Я спокоен, я встаю,
У жирафьего колодца
Я окончу жизнь мою.
1920 г.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Леопард» написано 1920 году. Оно, без сомнения, навеяно африканскими экспедициями Николая Степановича. Произведение редкой красоты и силы имеет важное философское наполнение, выдвигая идею ответственности за каждый поступок и неотвратимость воздаяния. Оно включает такие средства художественной выразительности:
- синонимы – «колдовство, ворожба»;
- эпитеты – «глухие ночи», «золотая темнота», «лукавый зов», «пламенеющее копье» – выступают яркими характеристиками явлений;
- оксюморон – «убитый леопард мурлычет», придающий изложению метафизический оттенок;
- инверсию – «в комнате моей», «мурлычет леопард», «крякнул домовой», «плавает туман», «воздухом сырым», «сдавила рука»;
- антонимы – «входят – уходят», «умереть – родиться», в том числе контекстуальные – «брат – убийца», – входя в состав обращений, они отражают двойственное отношение к герою;
- метафоры – «темнота бродит в жилах», «ловить зов»;
- олицетворения – «мыши засвистели», «домовой крякнул» – позволяют создать акцент на активизации потусторонних сил;
- сравнения – «красное, как рана», «сдавила, точно медная»;
- лексические повторы – «ревут, ревут гиены», «Брат мой, брат мой…»;
- риторические вопросы – «Для чего … ты дышишь этим воздухом …?» – выражает осуждение действий лирического героя, «Неужели до рассвета … ловить … зов?» – выражает протест персонажа;
- риторические восклицания – «Не спалил ему усов!», «Только поздно!»;
- перифразы – «страшный пламень» – подразумевается палящий зной, «Данакиль припал … с пламенеющим копьем» – подразумевается тот непреложный факт, что человек может найти в пустыне погибель – она очеловечена и представлена в качестве затаившегося противника;
- умолчания – «сдавила рука…», «пальмы…», «пламень жжет…»;
- анафорический повтор – «не в силах я бороться, я спокоен, я встаю, я окончу»;
- аллитерацию – «видишь – слышишь – дышишь» – повторение однородных согласных словно передает шипение зверя, «мурлычет леопард», «красное, как рана, озарило Добробран» – имитирует его рычание.
Ряд выражений требует пояснения. Добробран – славянизированное название города Дэбрэ-Бырхан в Эфиопии. Данакиль – африканская пустыня на юго-востоке Эритреи. Согласно абиссинским поверьям, если убитому животному не опалить усов, его дух будет преследовать охотника.
Стихотворение наполнено магией верований африканских народов. Фольклорный образ героя, человека-леопарда, – отсылка к символике тайных обществ с древними тотемическими верованиями. Лирический герой готов к мистическому поединку с убитым им зверем и смерти – он принимает вызов духа с достоинством.
Автор: Николай Гумилёв