Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Апухтин

«Мне не жаль, что тобою я не был любим…» А. Апухтин

* * *

Мне не жаль, что тобою я не был любим, –
      Я любви недостоин твоей!
Мне не жаль, что теперь я разлукой томим, –
      Я в разлуке люблю горячей;

Мне не жаль, что и на́лил и выпил я сам
      Унижения чашу до дна,
Что к проклятьям моим, и к слезам, и к мольбам
      Оставалася ты холодна;

Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
      Мое сердце сжигал и томил,
Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
      Но мне жаль, что я мало любил!

1870-е годы, Санкт-Петербург.

Анализ стихотворения А. Н. Апухтина «Мне не жаль, что тобою я не был любим…»

Стихотворение А. Н. Апухтина «Мне не жаль…» написано в 70-х годах XIX столетия. Но и спустя почти полтора столетия оно вызывает живейший интерес и продолжает волновать читателей всех возрастов, поскольку затрагивает вечную тему чистой юношеской горячности и неразделенной любви.

Стихотворение включает такие выразительные средства:

  • лексический повтор «Мне не жаль, что…» является зачином каждой строфы, программным заявлением автора, обращающим читателя к истинным мотивам его поэтического послания, он же является проявлением синтаксического параллелизма;
  • риторические восклицания – «Я любви не достоин …!», «…жаль, что … мало любил!» – отражают эмоциональный накал изложения;
  • инверсию – «тобою не был любим», «любви не достоин твоей», «разлукой томим», «налил, выпил я», «унижения чашу», «проклятьям моим», «оставалася ты» – которая придает тексту торжественность и придает значимость последнему слову каждой фразы;
  • олицетворения – «томим разлукой», «закипевший огонь томил сердце» – при помощи которых поэт подчеркивает свои нравственные мучения – его заставляют страдать и разлука как объективное явление, и субъективные (сердечные) переживания;
  • многосоюзие – «и налил и выпил», «и к слезам, и к мольбам» – а позволяет подчеркнуть, придать особое значение каждому слову после повторяющегося союза;
  • трансформированный фразеологизм «испить чашу до дна», то есть испытать страдания в полной мере, до конца, который включает метонимию по принципу замены «содержимое – содержащее» – «выпил чашу …»;
  • метафоры – «чаша унижения», «закипевший в крови огонь», создающие яркие и понятные читателю образы;
  • ряд однородных членов предложения – «к проклятьям, слезам, мольбам» – для максимально точного отражения отчаяния героя;
  • анафору – «Но мне жаль…», которая используется для выделения ключевого посыла, главной мысли всего произведения;
  • аллитерацию – «разлукой томим, – я в разлуке» – создающую посредством повтора необходимый звуковой акцент;
  • антонимы – «горячей – холодна».

Очевидно, что лирическому герою, как и самому поэту, важна не столько взаимность, сколько состояние влюбленности, полета души. Он сосредоточен на собственных переживаниях, поэтому для их описания не случайно выбраны краткие страдательные причастия – «любим», «томим» – и составляющие им контраст краткие прилагательные – «достоин», «холодна», придающие предложениям книжный характер.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийКороткие стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах