«Буря на небе вечернем…» А. Фет
* * * Буря на небе вечернем
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум –
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
1842 г.
Из цикла «Мелодии».
Анализ стихотворения Фета «Буря на небе вечернем…»
Впервые стихотворение Афанасия Афанасьевича «Буря на небе вечернем…» было напечатано в 1842 году в журнале «Москвитянин». Спустя несколько лет на него обратили внимание литературные критики. Н. А. Добролюбов, например, так иронично высказался по поводу этого произведения: «Само по себе это стихотворение – пародия; его иначе никто и не примет, как за написанное на смех (если не предупредить, разумеется, что тут бездна поэтических красот)».
Другой рецензент, В. А. Зайцев сравнивал сочинение стихотворений, подобных «Буре на небе вечернем…» с «перебиранием пальцами», иными словами, с сомнительным бесполезным развлечением. Он отмечал, что в стихотворении есть только «море, буря да думы, больше нет ничего». Также критик добавлял с насмешкой: «…При этом первое правило: покуда пишешь, что для их создания нужно «решительно ни о чём не думать. Ну, а легко ли это?»
Действительно, при первом прочтении этого произведения складывается ощущение, что больше в нём не говорится ни о чём, кроме бури, дум и моря. Но эта комбинация слов использована в тексте неслучайно. Рассмотрим внимательнее строки, чтобы понять, что же ещё есть в них.
Стихотворение представляет единую строфу (по крайней мере, так оно вошло в большинство сборников). Рифма в строках перекрёстная вида ababcdcd. Стихотворный размер представляет собой сочетание различных стоп. Каждая строка начинается с одной стопы хорея, за которой следует амфибрахий. Последняя стопа – также амфибрахий, в чётных строках теряющий один безударный слог.
Это произведение построено на рефренах. Повторяются как отдельные слова, так и целые строки. Например, вторая строка снова звучит в конце стихотворения, а третья – идентична пятой. Кроме того, в тексте есть анафора – «Буря на небе… Буря на море…». Таким образом, мы видим, что из восьми строк четыре – это повторы. Но они свидетельствуют не о словесной скупости или поэтической лени, а призваны воссоздать морской пейзаж как можно более правдиво.
Такая мысль легко подтверждается, если вспомнить, как одинаковые волны наваливаются на берег во время шторма: одна за другой с грохотом они обрушиваются на землю. Именно это и передал автор своими повторяющимися строками. Также ему удалось с помощью особой поэтической фонетики воспроизвести звуки непогоды. Как мы можем заметить, самыми распространёнными в тексте звуками являются гулкие резкие сочетания гласных и согласных. Подобно морским волнам гремят слоги «бу», «ду», как ветер, шипит «шу». Аллитерация (повторяющаяся «р» в словах «сердито». «море», «вечернем») дополняет картину.
Таким образом, мы можем видеть интересный пейзаж, который создан не поэтической кистью (т. е. эпитетами и метафорами), а самим языком – словами и звуками, передающими рокот стихии.