«Мальчик с пальчик» В. Жуковский
СказкаЖил маленький мальчик:
Был ростом он с пальчик,
Лицом был красавчик,
Как искры глазенки,
Как пух волосенки;
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков
В жары отдыхал он,
И ночью там спал он;
С зарей просыпался,
Живой умывался
Росой, наряжался
В листочек атласный
Лилеи прекрасной;
Проворную пчелку
В свою одноколку
Из легкой скорлупки
Потом запрягал он,
И с пчелкой летал он,
И жадные губки
С ней вместе впивал он
В цветы луговые.
К нему золотые
Цикады слетались
И с ним забавлялись,
Кружась с мотыльками,
Жужжа, и порхая,
И ярко сверкая
На солнце крылами;
Ночною ж порою,
Когда темнотою
Земля покрывалась
И в небе с луною
Одна за другою
Звезда зажигалась,
На луг благовонный
С лампадой зажженной,
Лазурно-блестящий,
К малютке являлся
Светляк; и сбирался
К нему в круговую
На пляску ночную
Рой эльфов летучий;
Они – как бегучий
Источник волнами –
Шумели крылами,
Свивались, сплетались,
Проворно качались
На тонких былинках,
В перловых купались
На травке росинках,
Как искры сверкали
И шумно плясали
Пред ним до полночи.
Когда же на очи
Ему усыпленье,
Под пляску, под пенье,
Сходило – смолкали
И вмиг исчезали
Плясуньи ночные;
Тогда, под живые
Цветы угнездившись
И в сон погрузившись,
Он спал под защитой
Их кровли, омытой
Росой, до восхода
Зари лучезарной
С границы янтарной
Небесного свода.
Так милый красавчик
Жил мальчик наш с пальчик…
1851 г.
Из цикла «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским».
Анализ сказки В. А. Жуковского «Мальчик с пальчик»
В. А. Жуковский не зря считается одним из основоположников русского романтизма. Небольшое произведение «Мальчик с пальчик» рисует нам пасторальную картину, образ идеализированного человека, благоденствующего на лоне природы, и отражает созерцательные, мечтательные умонастроения автора.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «пальчик», «глазенки», «волосенки», «губки», «цветочки», «травка», «листочки», «пчелка» – позволяют подчеркнуть размер и внешность персонажа и выразить умилительное, бережное авторское отношение к природе;
- сравнения – «как искры глазенки», «как пух волосенки», «как искры сверкали», «шумели, как источник» – позволяют сделать образы яркими и зримыми, точно описать происходящее;
- инверсию – «жил мальчик», «был он», «отдыхал он», «спал он», «запрягал он», «летал он», «впивал он», создающую акцент на личности героя, и «цветы луговые», «луг благовонный», «являлся светляк», «сбирался рой летучий», «плясуньи ночные» – способствующую рифмованию строк;
- распространенные ряды однородных членов предложения – «шумели, свивались, сплетались, качались, купались, сверкали, плясали», «кружась, жужжа, порхая, сверкая», «просыпался умывался», «слетались, забавлялись» – сплошь состоят из глаголов и глагольных форм, они наполняют произведение движением и всесторонне описывают действия;
- эпитеты – «живая роса», «атласный листочек», «прекрасная лилея», «проворная пчелка», «золотые цикады», «благовонный луг», «лазурно-блестящий светляк», «лучезарная заря», «янтарная граница», «перловые (жемчужные) росинки» – рисуют подробную картину происходящего;
- олицетворения – «жадные губки», «бегучий источник», «усыпленье сходило»;
- метафоры – «покрывалась темнотою», «погрузившись в сон», «сходило на очи», «кровля цветов» – позволяют полно выразить мысль при минимальном объеме слов;
- перифраз – «зажженная лампада» – подразумевается светящееся брюшко насекомого, отсылка к лампаде очень удачна: оба огонька миниатюрны и горят ровным немигающим светом;
- лексику высокого стиля – «очи», которая подчеркивает высоту чувств автора;
- умолчание – «жил мальчик…»;
- синонимы – «ночь, ночная пора».
Следует пояснить слово «одноколка» – это двухколёсный, с одной осью экипаж.
Автор создал миниатюрного героя, который дает возможность описать тончайшие нюансы, мельчайшие детали, зачастую ускользающие от досужего наблюдателя. В рамках стихотворения события развиваются последовательно: автор описывает времяпровождение персонажа и перемены в природе в течение полных суток – от зари до зари.
Сказочный, фантастический сюжет, схожий с сюжетом известной сказки Андерсена, позволяет большому русскому поэту описать реальную красоту и благолепие русской природы и признаться в любви к своей отчизне. Стихотворение пронизано благоговейным восхищением, восторженным приятием целостности и гармонии окружающего мира.