Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Кольцов, Анализ стихотворений

«Дума сокола» А. Кольцов

(В. П. Боткину)

Долго ль буду я
Сиднем дома жить,
Мою молодость
Ни за что губить?

Долго ль буду я
Под окном сидеть,
По дорожке вдаль
День и ночь глядеть?

Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?

Иль боится он
В чужих людях быть,
С судьбой-мачехой
Сам-собою жить?

Для чего ж на свет
Глядеть хочется,
Облететь его
Душа просится?

Иль зачем она,
Моя милая,
Здесь сидит со мной,
Слёзы льёт рекой;

От меня летит,
Песню мне поёт;
Всё рукой манит!
Всё с собой зовёт!

Нет, уж полно мне
Дома век сидеть,
По дорожке вдаль
День и ночь глядеть!

Со двора пойду,
Куда путь лежит,
А жить стану там,
Где уж Бог велит!

Анализ стихотворения Кольцова «Дума сокола»

Стихотворение написано в январе 1840 года, когда поэтический дар Алексея Васильевича был признан известнейшими критиками и поэтами того времени. Стихи Кольцова публиковал пушкинский «Современник», увидел свет его литературный сборник.

Стихотворение написано тридцатиоднолетним поэтом, но при чтении складывается впечатление, что его написал умудренный жизнью поживший человек – такой горечью и разочарованием оно проникнуто произведение. Оно ярко отражает чувство личности и условия жизни поэта. Автор намеренно придает стихотворению фольклорный, былинный характер. Несомненно, поэт отождествляет с лирическим героем себя.

Средства художественной выразительности помогают выявить лирическую логику – ход развития мыслей, чувств, переживаний, это:

  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «жить, губить», «сидеть, глядеть (повторяется дважды)», «связаны, заказаны», «быть, жить», «хочется, просится», «сидит, льет», «летит, поет, манит, зовет», «пойду, жить стану» – оформляют глагольные рифмы и наполняют стихотворение действием;
  • многочисленные риторические вопросы – «Долго ль…?», «Иль …связаны…, иль заказаны?», «Иль боится…?», «Иль зачем…?» – отражают безысходность, охватывающую лирического героя;
  • риторические восклицания – «Все … манит! Все … зовет!», «Полно …сидеть!», «Жить стану, где бог велит!» – как бы уравновешивая риторические вопросы, отражают авторскую экспрессию;
  • лексический повтор – «Долго ль…?» – отражает зреющий в душе лирического героя протест;
  • олицетворение «душа просится, сидит, слезы льет» позволяет точнее обрисовать внутреннее состояние автора;
  • метафора – «путь лежит»;
  • гиперболы – «век сидеть», «облететь (свет) душа просится», «слезы льет рекой»;
  • инверсия «буду я» помогает выстроить мелодику стиха;
  • фразеологизмы «сиднем жить», «день и ночь» и поговорка «бог велит» – приметы приверженности автора простому народному языку;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «с судьбою мачехой сам-собою жить» – яркий акцент на чувстве одиночества, обездоленности лирического героя.

Оборот «пути заказаны» означает «пути закрыты, запрещены».

Произведение содержит своеобразную философию поэта. Лирический герой представляется сильным человеком с опутанной сетями душой. Метафорический смысл названия – нереализованная мечта о свободном полете. Его символический подтекст – желание вырваться из-под семейного гнета, освободиться от оскорблений и издевательств, которым уже тяжело больной поэт подвергался в собственной семье.

Отметим, что родители намного пережили своего сына, но посмертная слава пережила талантливого певца русского крестьянства, воронежского Бояна.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах