«Скрип шагов вдоль улиц белых…» А. Фет
* * * Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. От ресниц нависнул в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух. Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть.
1858 г.
Из цикла «Снега».
Анализ стихотворения А. А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…»
Стихотворение написано в 1858 году, году, в котором А. А. Фет вышел в отставку, так и получив статуса дворянина. Произведение отражает редкий поэтический дар большого русского поэта, посвятившего лучшие годы жизни военной службе.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «улиц белых», «на стенах оледенелых», «блещут хрустали», «нависнул пух», она способствует гармонии рифмовки, а также выгодно выделяет последнее слово каждого словосочетания;
- перифраз – «хрустали» – этим словом автор называет разноцветные искры и блики на покрытых льдом стенах, подобные тем, которые мы видим, рассматривая хрустальные изделия с причудливой резьбой; «серебристый пух» – под ним автор подразумевает изморозь, образовавшуюся на ресницах от влажного выдыхаемого воздуха – она нависает над глазами и мешает лирическому герою смотреть;
- метафору – «скрип шагов» – перенос значения по сходству действия – скрипят, конечно же, не шаги, а снег под ногами проходящего, поскольку на дворе стоит сильный мороз;
- устаревшую форму слова – «нависнул», также необходимую для построения рифмы;
- лексику высокого стиля – «очи», она подчеркивает возвышенный характер изложения, чувство приподнятости, охватившее лирического героя;
- эпитеты – «серебристый пух», «ясный (в контексте речи – прозрачный, чистый) воздух» – создающие поэтические образы конкретных объектов;
- олицетворения – «тишина занимает дух» (в контексте речи – «перехватывает дыхание»), «ветер спит», «всё немеет», «воздух робеет» – делают явления природы полноценными героями произведения, приближают к ним читателя;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «огоньки», оно говорит о том, что лирический герой любуется происходящим, умиляется им и получает удовольствие от увиденного.
Стихотворение прекрасно передает благоговение, восхищение лирического героя красотой зимнего города. Он представляет фотографически точную картинку – им не упущен ни крепкий морозец, ни особая неподвижность воздуха, ни потемневшее вечернее небо, резко оттенившее первые огни города. Преобладание имен существительных подчеркивает статику этой картины морозного вечера – все замерло как бы в ожидании чуда, поддалось очарованию зимы.
Автор подчеркивает ценность проживаемого мгновения – недаром он использует определение «серебристый» и упоминает о драгоценном хрустале.