Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Апухтин, Анализ стихотворений

«Гремела музыка, горели ярко свечи…» А. Апухтин

* * *

Гремела музыка, горели ярко свечи,
Вдвоем мы слушали, как шумный длился бал.
Твоя дрожала грудь, твои пылали плечи,
Так ласков голос был, так нежны были речи,
Но я в смущении не верил и молчал.

В тяжелый горький час последнего прощанья
С улыбкой на лице я пред тобой стоял,
Рвалася грудь моя от боли и страданья,
Печальна и бледна, ты жаждала признанья…
Но я в волнении томился и молчал.

Я ехал. Путь лежал передо мной широко…
Я думал о тебе, я всё припоминал,
О, тут я понял всё, я полюбил глубоко,
Я говорить хотел, но ты была далёко,
Но ветер выл кругом… я плакал и молчал.

Дата создания: 22 июля 1858.

Анализ стихотворения Апухтина «Гремела музыка, горели ярко свечи…»

Стихотворение «Гремела музыка, горели ярко свечи…» написано в 1858 году двадцативосьмилетним поэтом. Видимо, в этот период происходило осмысление первого посетившего его глубокого чувства, не получившего, однако, продолжения. Произведение проникнуто грустью и характерной для А. Н. Апухтина меланхолией.

Небольшое по объему стихотворение наполняют такие средства художественной выразительности:

  • инверсия – «гремела музыка», «горели свечи», «длился бал», «дрожала грудь», «пылали плечи», «ласков голос был», «нежны были речи», «рвалася грудь» – выделяя существительные, стоящие в конце фраз, фиксирует внимание читателя на отражаемых ими понятиях;
  • олицетворения – «дрожала грудь», «пылали плечи», «рвалася грудь» – отражают душевное смятение героев, делают чувства персонажами стихотворения, «ветер выл» – подчеркивает отчаяние лирического героя, которое всегда безотчетно охватывает любого при этом звуке;
  • анафора – «твоя … грудь, твои … плечи», «так ласков…, так нежны…», «я думал, я припоминал», «я понял, я полюбил, я хотел говорить» – позволяет сделать акцент на личности и эмоциях героини и героя;
  • эпитеты – «ласков голос», «нежны речи», «тяжелый горький час»;
  • многосоюзие – «но ты была далеко, но ветер выл…» – повторяющийся противительный союз подчеркивает необратимость свершившегося;
  • умолчания: «жаждала признанья…» – подчеркивает тот факт, что девушка не могла проявить инициативу и ждала ее от лирического героя, «ветер выл кругом…», «путь лежал широко…» – отражают вселенское одиночество героя;
  • антитеза – «я хотел, но ты была далеко».

Краткие формы прилагательных «ласков», «нежны» придают стихотворению черты холодного сожаления. Глагол «молчал» завершает каждую строфу – лирический герой констатирует, что он, неспособный на поступок, упустил время и вместе с ним упустил свое счастье.

Мы не знаем, по какой причине лирический герой не открывает любимой своего сердца – они не веселятся на балу, а пассивно наблюдают за тем, как длится бал и танцуют другие. Но он открывает душу своему читателю – обилие личных местоимений придает стихотворению исповедальный характер. Создается впечатление, что воспитанный обожаемой мамой поэт с тонкой душевной организацией просто не позволил себе стать счастливым.

Лирический герой не нашел для любимой нескольких прощальных слов, зато душевные переживания А. Н. Апухтина вылились в драгоценные строки, пополнившие сокровищницу русской классической литературы.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах