«Неотразимый образ!» А. Фет
В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, –
Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружен.Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо,
Что бездной между нас зияющей легло,
Не в силах удержать души моей порыва,
И снова я с тобой – и у тебя светло.Не для тебя кумир изменчивый и бренный
В сердечной слепоте из праха создаю;
Мне эта даль мила: в ней – призрак неизменный –
Опять чиста, светла я пред тобой стою.Ни детских слез моих, ни мук души безгрешной,
Ни женской слабости винить я не могу,
К святыне их стремлюсь с тоскою безутешной
И в ужасе стыда твой образ берегу.
<1856>
Анализ стихотворения Фета «Неотразимый образ»
«Неотразимый образ» предположительно создано в 1856 году. В тетради автографов стихотворений А. А. Фета за 1854-1859 гг. рукой самого поэта сделана приписка «переделать» к этим строкам. Впервые стихи напечатали в книге «Полное собрание стихотворений А. Фета» в 1901 году.
Произведение состоит из четырёх строф. Четверостишия написаны шестистопным ямбом, строки рифмуются перекрёстно по схеме abab. Автор говорит в стихотворении от первого лица, сам являясь лирическим героем.
В начальных строках произведения поэт рассказывает о том, как в минуты спокойствия его посещает видение некого человека, мужчины. Здесь Афанасий Афанасьевич применяет интересное сравнение «мечта, как сон». Автор не называет собеседника по имени, повторяя «ты, ты», чем выдаёт внутренний трепет. Однако по эпитету «весенних дней сиянье» мы можем догадаться, что таинственный призрак – это образ самого Афанасия Афанасьевича в молодости.
Поэт не описывает облик этого персонажа, а только обозначает окружающее его пространство эпитетами, например, «даль светла, чиста». «У тебя тепло», – говорит автор, показывая, как приятно предаваться думам о том нежном юноше, каким он был прежде. Но при этом в строках звучит тревожный мотив. Читатель может почувствовать смущение поэта, признающегося в неспособности избежать сетей воспоминаний. Выходит, лирическому герою хочется воссоединиться с призраком себя, и одновременно он стыдится и страшится этого?
Думается, так оно и есть. Показательно, что целую жизнь, разделяющую зрелого поэта и его юный образ, автор метафорически называет пугающим эпитетом «зияющая бездна». События, наполнявшие её, поэт перечисляет с помощью эпитетов «детские слёзы», «муки души безгрешной», «женская слабость» (для усиления чувства горечи в этих строках используется анафора), это они живы в «бедном сердце». Таким образом, автор показывает, как сильно он нынешний отличается от себя прошлого, а потому не может сочетать в себе обе эти ипостаси.
В тексте можно встретить необычную метафору «кумир изменчивый и бренный», создающийся из праха в «сердечной слепоте». Думается, речь здесь идёт о творчестве, его истоках и его плодах, которые уже зрелый поэт постоянно переосмысливает. Не менее интересен образ «призрак неизменный». Возможно, поэт имеет в виду, что светлый образ себя на самом деле далёк от правды и существует в неизменной форме только в его сознании. Говоря о том, что кумир творится не для призрака, Афанасий Афанасьевич показывает, что цель его труда теперь – не тешить юношеское самолюбие, как это было в молодые годы, а нечто иное.
Можно сказать, что «Неотразимый образ» – своеобразная поэтическая исповедь А. Фета, в которой он размышляет о самом себе и своём прошлом.