«Бесконечная песенка» Е. Благинина
Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в серёжках,
Селезень – в кафтане,
Утка – в сарафане!
Котик – в новой свитке,
Кошечка – в накидке,
С перстеньком на лапке…
А собака – в шапке.
Все по лавкам сели,
Сели и запели:
– Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли…
(И опять всё сначала.)
Анализ стиха Е. Благининой «Бесконечная песенка»
С творчеством Е. А. Благининой читатель знакомится с самого раннего детства – зачастую это бывает первое услышанное стихотворение. Стихи поэтессы следуют за нами и во взрослую жизнь. Елена Александровна черпала вдохновение в народном искусстве, недаром в ее произведениях так заметны фольклорные мотивы. Именно они позволяют увидеть красоту русского слова и народной души, привить малышу семейные ценности (почти все животные приходят парами), любовь ко всему живому и к родному краю.
Стихотворение «Бесконечная песенка» подхватывает традиции русских потешек, русских песенок-приговорок, которыми забавляли малышей первых лет жизни. Но их смысл был не только в развлечении, такие полустихотворения – полупесни, миниатюрные бытовые сказки несли определенный посыл, урок, давали ребенку начальные преставления о простых, но важных понятиях.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- повторяющийся припев – «Ай-люли, ай-люли», включающий аллитерацию, причем частотность смягченных согласных «л» успокаивает ребенка, создает ровный эмоциональный фон;
- контактный повтор – анадиплосис – «все … сели, сели и запели», который является связующим звеном фраз;
- ряд однородных членов – «сели, запели»;
- восклицательные предложения – «Гости … пришли!», «… утка – в сарафане!», которые отмечают кульминационные моменты происходящего;
- эмоционально окрашенную лексику – «Дашенька», «петушок», «сапожки», «курочка», «сережки», «котик», «кошечка», «перстенек», «лапка», обусловленную темой и назначением стихотворения.
Свитка – устаревшее название длинной распашной одежды, разновидности кафтана.
Поэтессу всегда интересовал внутренний мир малыша. Поэтому в произведении Благинина описана воображаемая сценка из жизни маленького человека, его общение и ролевая игра с домашними животными. Эллиптичность предложений позволяет малышу выделить главное и облегчает запоминание.
В стихотворении реальные явления словно смещены, но за этим смещением можно угадать действительные связи мира. Животные следуют друг за другом в строго определенном порядке, и каждое имеет отличительный признак, по которому можно его идентифицировать. Таким образом у ребенка развиваются память и наблюдательность, аналитическое мышление. Он учится уважать традиции, установленный порядок и общепринятые условия жизни. В этом состоит общественная и педагогическая ценность произведения.
Автор: Елена Благинина