«Я пришла сюда, бездельница…» А. Ахматова
* * * Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Легкий месяц заблестел.Замечаю все как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.
23 февраля 1911 г., Царское Село.
Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла сюда, бездельница…»
22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала «Аполлон» состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе была молодая Ахматова. Среди прочитанных тогда Анной Андреевной стихотворений – «Я пришла сюда, бездельница…». Впоследствии оно было включено в ее дебютный сборник «Вечер». Книга, изданная в 1912 году тиражом в три сотни экземпляров, подарила дебютантке широкую известность. Присутствующих на заседании в редакции «Аполлон» людей стихотворение «Я пришла сюда, бездельница…» сильно впечатлило – одни выказывали восхищение, другие демонстрировали откровенно негативную реакцию. Противоречивые оценки не в последнюю очередь связаны с важнейшей особенностью ахматовской лирики – «поэтикой разорванных (логических и психологических) звеньев». Корни этой особенности стоит искать в фольклоре, конкретнее – в русской частушке. Связь с народным творчеством проявляется и через образ русалки, встречающийся во второй строфе стихотворения.
В рассматриваемом тексте едва ли не ключевую роль играет тема принятия смерти, что выводит произведение на философский уровень. В последнем четверостишии лирическая героиня выражает готовность снова стать землей. Здесь присутствует явная отсылка к строкам, проговариваемым в рамках погребального обряда православных христиан: «Ты Сам един лишь бессмертен, сотворивший и создавший человека, а мы, земные, из земли созданы и в ту же землю опять пойдем, как Ты повелел, Создавший меня…». Место, куда приходит героиня стихотворения, – царство смерти и запустения, что становится понятно уже с первых строк:
На пригорке дремлет мельница,
Годы можно здесь молчать.
Повилика, упомянутая во второй строфе, – сорное растение, паразит, наделяется эпитетом «засохшая». Только пчела над ней «мягко плавает». Героиня зовет русалку, но она умерла. Пруд затянулся ржавой тиной и обмелел. Кажется, жизнь осталась лишь во влажно пахнущих тополях да трепещущих осинах.
Ахматова вошла в русскую литературу как «бездельница» – удивительное самоопределение для женщины, столь много сделавшей для мировой культуры. Для поэтессы, написавшей «Реквием» и «Поэму без героя». Для автора глубоких пушкиноведческих работ, требующих скрупулезного анализа, солидных временных затрат, больших знаний.
Автор: Анна Ахматова