«Возвращение с работы» Н. Заболоцкий
Вокруг села бродили грозы,
И часто, полные тоски,
Удары молнии сквозь слезы
Ломали небо на куски.Хлестало, словно из баклаги,
И над собранием берез
Пир электричества и влаги
Сливался в яростный хаос.А мы шагали по дороге
Среди кустарников и трав,
Как древнегреческие боги,
Трезубцы в облако подняв.
1954 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Возвращение с работы»
Пейзаж, изображающий буйство стихии, нередко возникает в лирике Заболоцкого. Стремительное развитие «зародыша» будущего ливня, проблески зарницы, словно содрогающейся от мучений, – наблюдательный герой отмечает детали изменений, добавляющие новые оттенки в живую и многообразную картину природы.
Зачин стихотворения 1954 г. открывается персонифицированным образом гроз, для обозначения действий которых используется глагол «бродить». Поэт указывает на координаты художественного пространства: темные тучи часто собираются в окрестностях села.
Описание бурного ненастья появляется в центральном фрагменте текста. Автор останавливает внимание на природных деталях, отражающих безудержную мощь стихии: ударах молнии и дождевых потоках. Возникает выразительный образ твердого неба, от которого при каждом грозовом разряде откалывается кусок. Примеры образности с идентичной структурой встречаются и в других творениях Заболоцкого. Тенденция к сгущению элементов пейзажа, принадлежащих воздушной и водной средам, приводит к появлению причудливых иносказаний: гром получает эпитет «каменный», неподвижная озерная гладь именуется «влаги куском», а звук колеблется, как воздух или паук, плетущий нить.
За пейзажным эпизодом следует глубокомысленный вывод: молнии и ливень, порождения двух противоположных стихий, получают метафорическое наименование «пир», символизирующее неистовое торжество хаотического начала.
Для изображения березняка автор избирает необычную характеристику «собрание». Прием олицетворения, переносящий на образы деревьев атрибуты общественной жизни, ранее применялся в «Ночном саде»: здесь смоделирована картина голосования, в котором участвуют липы.
Лирическое «мы», люди, бесстрашно шагающие под грозой и дождем, вторгается в художественное пространство произведения в финальном катрене. Сильные, решительные и отважные, они подобны античным богам. По этой причине на плечах усталых, но гордых своим занятием рабочих не лопаты или вилы, а трезубцы – оружие, служившее символом божественной власти в греко-римской традиции.
Возвышенный образ людей-тружеников выводит на первый план тему радости и одухотворяющей силы созидательного труда. Аналогичные мотивы звучат в «Творцах дорог», где рабочие, способные «отворять» лопатами горы, уподобляются всемогущим «сказочным гигантам».
Автор: Николай Заболоцкий