«Ночи безумные, ночи бессонные…» А. Апухтин
* * * Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!
1876 г.
Анализ стихотворения Апухтина «Ночи безумные, ночи бессонные…»
Стихотворение А. Н. Апухтина «Ночи безумные, ночи бессонные…» увидело свет в 1876 году, когда автор уже мало публиковался, но являлся, тем не менее, литературной знаменитостью.
Стихотворение, написанное на фоне прогрессирующей тяжелой болезни, является проявлением глубокого разочарования, попыткой переоценки жизненных событий, психологическим объяснением чувств и осознанием конечности земного бытия – оборот «последним огнем озаренные». В тексте есть явное указание на то, что автор сделал определенные выводы – он осознает ложность праздного, разгульного существования, его бесплодность – эпитет «осень мертвая» также неслучаен. Видимо, автор о многом жалеет, раз воспоминания не оставляют его, заставляют искать ответы на мучительные вопросы, появляются не вовремя, как зацветшие с опозданием цветы.
Разнообразие средств художественной выразительности, сосредоточенных в рамках небольшого по объему стихотворения, поражает. Недаром близкий друг поэта, выдающийся композитор П. И.Чайковский создал чувственную музыкальную интерпретацию яркого стихотворения, ставшую классикой романса. Попытка анализа пройденного пути вынуждает автора олицетворять ночь, придавать ей образность, обращаться к ней – «ночи безумные», «вы (ночи) заглушаете».
В стихотворении огромное количество эпитетов – «ночи бессонные», «взоры усталые», «беспощадная рука», «жадная память», «невозможный ответ», «вкрадчивый шепот», «тихая ночь», «звуки дневные, несносные, шумные». Наряду с ними автор использует метафоры – «лечу памятью», «рука времени», инверсию – «осени мертвой цветы запоздалые», «лечу я к вам», анафору – «Ночи безумные…, Ночи, последним огнем озаренные…», ряды однородных членов предложения – «дневные, несносные, шумные», «лечу, ищу», контекстные синонимы – «безумные» и «бессонные».
В тексте произведения автор использует парадокс – это шепот, заглушающий шумные звуки. Возможно, это напоминание об иллюзорном сладком мире, а возможно – голос совести, не дающий поэту покоя. Оборот «цветы запоздалые» стал устойчивым выражением и был использован в 1882 году А. П. Чеховым в качестве названия известной повести.
Размытость, неопределенность формулировок стихотворения позволяет читателям вкладывать в них смыслы, подходящие к жизненным обстоятельствам любого человека – создавать образы, волнующие сердце каждого. Они оказываются впору каждому, кто их слышит.