«Перед грозой» А. Блок
Закат горел в последний раз.
Светило дня спустилось в тучи,
И их края в прощальный час
Горели пламенем могучим.А там, в неведомой дали,
Где небо мрачно и зловеще,
Немые грозы с вихрем шли,
Блестя порой зеницей вещей.Земля немела и ждала,
Прошло глухое рокотанье,
И по деревьям пронесла
Гроза невольное дрожанье.Казалось, мир – добыча гроз,
Зеницы вскрылись огневые,
И ветер ночи к нам донес
Впервые – слезы грозовые.
31 июля 1899 г.
А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах». Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стихотворения Блока «Перед грозой»
В юношеском произведении 1899 г. автор обращается к тематике, традиционной для русской лирики. Далекий гул, движущаяся дождевая завеса, «принахмурившаяся» земля, края облаков, окаймленных «летучим» пламенем, – тютчевские и фетовские образы, составляющие величественную картину грозы, повлияли на художественную манеру молодого поэта.
Заглавие текста указывает на особенности лирического сюжета: автор изображает природу в ожидании ненастья. Временные ориентиры первой строфы сообщают, что началу грозы предшествует закат солнца. Картина, названная «последним часом», исполнена торжественных интонаций. Лирический герой видит только края могучего светила, погрузившегося в тучи, но и это зрелище поражает, позволяет ощутить мощь солнечного «пламени».
Во втором катрене субъект речи становится свидетелем зарождения нового природного явления, которое постепенно завоевывает все художественное пространство. «Немые грозы» приходят с краешка неба, противоположного солнечному свету, – оттуда, где сгустился зловещий мрак. Их сопровождают вихри и блеск молний, которые метафорически уподоблены «зенице», зрачку живого существа. Автор наделяет зеницу эпитетом «вещая», воссоздавая фразу из пушкинского «Пророка».
При звуках глухого рокота приближающейся бури немеет земля, а листва деревьев дрожит. Испуг и оцепенение охватывают дольний мир, становящийся легкой «добычей гроз».
Характеризуя разряды молнии, в финальной части поэт вновь использует книжную лексему «зеница». На этот раз гроза в полной мере проявляет свою огневую сущность. Стихотворение завершает образ дождя, капли которого уподобляются слезам. К метафоре, соединяющей в себе природное стихийное начало и личные переживания, Блок обратится в более поздних творениях. Концовка текста «Я помню длительные муки…» включает подобное «синтетическое» иносказание, где в воспоминании лирического «я» слились воедино шумный весенний дождь и безутешные рыдания героини.
Олицетворение – ведущий прием, при помощи которого оживляются детали пейзажа анализируемого текста. Персонифицированные природные образы становятся инициаторами разнообразных изменений: на смену спускающемуся солнцу идут грозы, появления которых со страхом ждет оробевшая земля.
Возвышенные интонации, стремление к иносказательным наименованиям природных явлений, указания на взаимосвязь небесного и земного – комплекс художественных средств, примененный молодым Блоком, позволяет усмотреть в тексте тютчевские традиции.