Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Ласточка» Н. Рубцов

Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

1968 г.

Анализ стихотворения

Николай Михайлович Рубцов – мастер описания природы. Его стихотворение «Ласточка», написанное для детей, учит сопереживанию, эмпатии.

Рубцов написал стихотворение предположительно в 1968 году, когда был состоявшимся 32-летним мужчиной, мужем и отцом, получил всеобщее признание как поэт, обзавелся жильем. Но прожил в нем лишь 3 года, так как погиб в 1971 году. Судьба поэта была тяжелой, горестной и недолгой, но за свой короткий век он сочинил много поучительных и душевных стихотворений.

В стихотворении «Ласточка», как во многих других произведениях, Николай Рубцов завуалировал собственную жизнь. Выпавший из гнезда и разбившийся птенец – сам автор, которому пришлось слишком рано стать взрослым, покинуть родительский очаг. Кричащая и плачущая над мертвым птенцом ласточка – образ матери. Николай Михайлович рано потерял маму, ему было всего 6 лет. Отец тогда воевал, и мальчика отправили в приют. Отец числился погибшим, но в действительности выжил, и встретиться с сыном смог лишь в 1955 году.

Жанр стихотворения – природная лирика. Стихотворный размер – 2-стопный дактиль, рифма перекрестная. Произведение состоит из 3 четверостиший с открытыми и закрытыми рифмами.

Тема стихотворения «Ласточка» – горе птицы, потерявшей птенца, и сопереживание сельских жителей, увидевших эту картину. Поэт учит юных читателей чуткости, доброте, состраданию, готовности прийти на помощь, ответственности за благополучие окружающих.

Композиционно произведение сюжетное. Интонационное звучание – суетливое, взволнованное. События в повествовании чередуются быстро. Примечательно, что Рубцов выбрал для поучительного стихотворения совсем не детский сюжет, связанный со смертью и страданием. Но именно такая история глубже врезается в память детей, учит и формирует правильные личностные качества лучше, чем идиллические картины.

Первыми услышали крики ласточки сельские детишки. Они сбежались, чтобы спасти птенца, но поздно. В растерянности дети замерли над мертвой маленькой птицей. Тогда автор, присутствующий в сюжете в образе лирического героя, преподал ребятам урок: взялся рыть могилку, чтобы похоронить птенца. Поэт подчеркивает то, что именно дети первыми откликнулись на горестный крик ласточки. Это намек на то, что детская душа еще чистая, более способная к эмпатии.

Автор упоминает мать-ласточку в каждой строфе. Ее крик тревожит тех, кто не знает, что случилось. Даже после того, как могилка была вырыта, птица носилась над ней, не веря концу. Она словно бы надеялась, что всесильный человек поможет, оживит птенца.

Последнее четверостишие – обращение автора к ласточке. Вопросительный и восклицательный знак усиливают обращение, становится понятно, в каком смятенном и отчаянном состоянии пребывает лирический герой. От невозможности помочь у него вырвались эти слова. При обращении к ласточке поэт использует эпитет «родная». Таким образом говорит, что горе их сроднило, что он пережил то же самое.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах