Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Родник» И. Бунин

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Вьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

Дата создания: 1900 г.

Анализ стихотворения Бунина «Родник»

Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи леса, реки или луга.

Глушь и тишь – так можно охарактеризовать особенности художественного пространства «Родника», представленные в первой строфе. Здесь сконцентрирована лексика со смысловыми оттенками заповедного, скрытого от людских глаз уголка природы. Обилие существительных в предложном падеже, уточняющих место действия лирического повествования, напоминает сказочный зачин.

В тишину вторгается шум воды: на границе первой и второй строф появляется «родник студеный» – главный образ стихотворения. Он преображает лирическое пространство, насыщая его динамикой и звуками. Перемена отражена и на синтаксическом уровне: если в первой строфе встречается только одно сказуемое, то во второй – четыре сказуемых плюс обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом.

Для описания родниковой воды избрана лексика с коннотациями чистоты и прозрачности. Метафора «хрустальными», сравнение со стеклом, эпитет «светлая» – изображая родник, автор не скупится на художественные приемы.

В финальной строфе темп лирического повествования замедляется. Статичные картины леса и неба, наполненные тишиной, противостоят стремительному и шумному водному потоку. Стихотворение заканчивается яркой зарисовкой, которая изображает игру воды и света на поверхности камней, лежащих на дне прозрачного ручья.

При воспроизведении картин природы поэт использует олицетворения: они разбросаны по тексту и применяются ко всем основным образам – роднику, лесу, небу и даже такой мелкой детали, как камни-голыши. Обилие олицетворений оживляет пространство, наделяет неодушевленные предметы настроением и эмоциями.

В скромном лесном уголке царят гармония, чистота и радость. Бесхитростная музыка таежного ручья проста, но правдива и прекрасна.

Присутствие человека в художественном пространстве «Родника» явно не ощущается. Однако встречаются знаковые сравнения воды, света и камней с искусными творениями рук человеческих – стеклом, хрусталем, «мозаикой узорной». С помощью этого художественного приема поэт вписывает историю человечества в контекст бесконечной природы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах