«Песня (Всему человечеству…)» Н. Языков
Всему человечеству Заздравный стакан, Два полных – отечеству И славе славян Свободе божественной, Лелеющей нас, Кругом и торжественно По троице в раз! Поэзии сладостной И миру наук, И буйности радостной, И удали рук, Труду и безделию, Любви пировать, Вину и веселию Четыре да пять! Очам возмутительным И персям живым, Красоткам чувствительным, Красоткам лихим, С природою пылкою С дешёвой красой, Последней бутылкою И все из одной! Кружится, склоняется Моя голова, Но дух возвышается, Но громки слова! Восторгами пьяными Разнежился я. Стучите стаканами И пойте, друзья!
1827 г.
Анализ стихотворения Языкова «Песня»
Стихотворение написано в 1827 году в студенческую пору, период горячих молодых надежд и энтузиазма. По существу оно является здравицей, пожеланием, тостом, который подразумевает любое веселое застолье: поэт фактически объявляет о своих жизненных ценностях, провозглашает тост за все, что ему дорого. Стихотворение точно передает ощущение всеобъемлющей любви, пьянящей радости, охватывающей молодого поэта.
Основной лозунг, который автор излагает в первой же строфе – всеобщее братство (в тексте – «человечество»), отечество, свобода – напоминает революционный лозунг французов, но в нем неопределенное понятие «равенство» заместила Родина. Пространный ряд однородных членов предложения – «поэзия, мир, буйность, удаль, труд и безделие, любовь, вино и веселие» – размещенный во второй строфе, содержит перечисление всего, без чего еще молодой поэт не мыслит жизни.
Противоречивой натуре Николая Михайловича не чужды ни духовные, ни земные радости. В третьей строфе поэт отдает должное последним. Чувствуется, что он уже знает цену и продажной любви, и показной красе, и лихим красоткам, обирающим обретенных по случаю возлюбленных. Но Н. М. Языкова не напрасно называют «поэтом радости». Уникальный талант автора способен даже буйному веселью придать характер религиозного действа, возвышающего дух.
Среди приемов художественной выразительности, которые широко использует поэт: эпитеты – «заздравный стакан», «божественная свобода», «сладостная поэзия», «возмутительные (возмущающие спокойствие) очи», «живые перси», «чувствительные, лихие красотки», «пылкая природа», «дешевая краса», «пьяные восторги»; метафоры – «слава славян», «мир наук», «удаль рук»; эллипсис – «человечеству (предназначается здравица, которая произнесена) стакан», «два (стакана посвящаем) – отечеству»; «вину и веселию (посвящаем) четыре да пять!»; инверсия – «пойте, друзья», «склоняется голова», «разнежился я».
Духовные понятия и обороты, включенные в произведение – «троица», «божественная», «дух» – наполняют произведение религиозной мистикой. Причем эпитет «божественная» в приложении к свободе можно истолковать не только, как «данная Богом». Он трактуется в значении «дивная, прекрасная». В тексте имеется устаревшая форма слова – «веселие», авторский неологизм – «буйность», старославянизмы – «очи», «перси». Поэт широко использует риторические восклицания – ими заканчивается каждая строфа.
Считается, что на позиции славянофильства поэт перешел лишь в конце жизни. Но уже раннее стихотворение «Песня» ясно выражает радение автора о славе славян и отечества, обрисовывает его жизненные приоритеты.