Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Листья падают в саду…» И. Бунин

* * *

Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю где попало.
Листья кружатся, шуршат,
Ветер с шумом налетает –
И гудит, волнуясь, сад,
И угрюмо замирает.
Но в душе – всё веселей!
Я люблю, я молод, молод:
Что мне этот шум аллей
И осенний мрак и холод?
Ветер вдаль меня влечёт,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждёт,
    Счастья просит!

Листья падают в саду,
Пара кружится за парой…
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
В сердце – новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями – и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По берёзовой аллее,
Сердце слёзы мне теснят,
И, кружась в саду угрюмом,
Листья жёлтые летят
    С грустным шумом!

1898 г.

Тематические подборки: стихи о листопаде.

Анализ стихотворения

Лирический герой Бунина выступает не только восторженным созерцателем, изображающим великолепные осенние картины. Ощущая себя частью природы, он испытывает противоречивые ощущения, обозначенные как «мука мук». Герой произведения «Щеглы, их звон, стеклянный, неживой…», гуляющий по пустому, «раздетому» саду, предчувствует неизбежный приход зимы, осознает ее мощную гибельную силу.

Сходными характеристиками определяется позиция субъекта речи анализируемого стихотворения, появившегося в 1898 г. Наблюдатель, неторопливо блуждающий по старому саду, увлечен завораживающим зрелищем листопада. Сообщение о последнем открывает произведение. Падает, кружится, шуршит – для описания действия поэт привлекает формы глаголов несовершенного вида, тем самым подчеркивая длительность и естественное очарование сезонного явления. К визуальным образам добавляются акустические признаки, свидетельствующие об изменчивости осеннего пейзажа: шум, гул листвы вдруг сменяется тишиной, охарактеризованной при помощи эпитета «угрюмо».

К концу первой строфы моделируется антитеза, которая противопоставляет грустную картину листопада приподнятому настроению героя. Молод, энергичен, полон жажды любви, не склонен поддаваться влиянию погодных перемен, навевающих печаль, – таков портрет человека, совершающего прогулку по холодным аллеям. Образом, символизирующим личные устремления, становится сердце: именно оно страстно рвется к жизни и счастью.

Начало второй строфы возвращает читателя к пейзажной зарисовке, однако ее значение претерпевает существенные изменения. На этот раз изображение природной картины подчинено личным переживаниям героя: наблюдение за парой кружащихся листьев вызывает мысли о собственном одиночестве.

Антитеза, уверенно заявленная в первом фрагменте, утрачивает свою однозначность и обогащается новыми оттенками значения. Автор повествует о внутреннем конфликте: душа лирического субъекта не спешит откликнуться на зов жизнерадостного и беззаботного сердца. Тревога и беспокойство, сменяющие период оптимистичных ожиданий, созвучны образу завывающего ветра и «грустному шуму» опадающей листвы.

Классический четырехстопный хорей, которым написано произведение, в концовках строф сменяется урезанным двухстопным вариантом. Художественный прием призван продемонстрировать перемену настроения героя.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах