«Сонет (Как конквистадор в панцире железном…)» Н. Гумилёв
Как конквиста́дор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман… но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
1905 г.
Анализ стихотворения
Свой первый поэтический опыт – книгу «Путь конквистадоров» – автор считал слабой и при жизни не пересдавал. Однако именно в ней возник ключевой образ оригинального лирического «я», обозначенный броской формулой «Конквистадор в панцире железном». Новую вариацию стихотворения о рыцаре-завоевателе, озаглавленную «Сонет», поэт включил в третье издание «Романтических цветов», увидевшее свет спустя 10 лет после выхода первого сборника.
Внутренняя композиция стихотворений в составе поэтической книги, порядок следования тем и лирических ситуаций – этим вопросам Гумилев уделял особое внимание. «Сонет» 1905 г. выступает в роли пролога, открывающего читателю художественный мир «Романтических цветов».
Герой произведения полон энергии и оптимизма. Он сравнивает себя с испанским воином-завоевателем, закованным в крепкие доспехи. Удел деятельного романтика – покорение пространства, «путь», а не пассивное созерцание. Лирический субъект спокойно претерпевает смену жизненного «ландшафта»: он с удовольствием отдыхает в «радостном саду», а также испытывает острый азарт, играя с опасностью, которую таят «пропасти и бездны».
Вторая строфа, следуя жанровым канонам, определяет трудности, с которыми встречается романтический путник. Картина «смутного и беззвездного» небосвода и нарастающий туман могли бы запутать и смутить героя, но ему помогают отвага и вера. «Смеюсь и жду», – такой ответ дается враждебным силам. Интересно, что в конце второго катрена лирический субъект не сравнивает, а отождествляет себя с конквистадором – такая позиция повторяет ситуацию, сложившуюся в первой версии стихотворения.
С началом терцетов появляется мотив смерти. В первом трехстишии он развивает темы отваги и бесстрашия: рыцарь, привыкший рисковать жизнью, не страшится собственной гибели. Заключительная часть подтверждает готовность к битве со смертью. Лирическому герою Гумилева чужды отчаяние и страх: к примеру, измученный голодом старый конквистадор из одноименного стихотворения предлагает смерти, пришедшей забрать его, сыграть в «изломанные кости».
Затруднительно дать однозначное толкование сложному финальному образу голубой лилии. Символ, богатый культурными реминисценциями, связан с божественным началом, честностью помыслов, смертью, возрождением. Заветная мечта, добытая ценой смерти, – таким видится достойный итог жизни мужественному герою.
Автор: Николай Гумилёв