Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Ты – как отзвук забытого гимна…» А. Блок

* * *

Ты – как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погруженная в сказочный сон.

Спишь, змеею склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.

Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый свой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.

В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.

28 марта 1914 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга третья» (1907–1916). Цикл «Кармен» (1914).

Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна…»

Широко известная новелла Проспера Мериме о свободолюбивой цыганке вдохновляла многих поэтов и композиторов. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна…» написано в 1914 году. Оно навеяно чувством А. А. Блока к артистке Любови Дельмас, которая исполняла в Петербурге в 1913–1914 годах роль Кармен в классической опере Ж. Бизе.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «черная и дикая судьба», «одичалая прелесть», «дикие сны», «вешний (в контексте речи – впервые случившийся) трепет», «блаженные времена», «сказочный сон», «дивный голос», «прихотливая (в контексте речи – затейливо свернувшаяся) змея»;
  • обращение – «Кармен» – дает ясно понять, каков психологический тип лирической героини;
  • инверсию – «приснился сон», «проходишь ты», «змеею склубясь прихотливой», «даль морскую», «родимый свой», «тишина бездыханна», «голос твой», которая диктуется необходимостью рифмовки;
  • разговорное слово – «родимый»;
  • сравнения – «ты – как отзвук», «проходишь, как царица»;
  • ряды однородных членов предложения – «трепет, и лепет, и шелест, сны, прелесть», «даль, берег, мечту», «дивный, низкий, странный», позволяющие точнее описать ощущения лирического героя;
  • метафоры – «бубен весны», «утопающая в розах», «буря страстей», «царица времен»;
  • риторическое восклицание – «… прелесть – как бубен весны!» – используется для акцента на действии героини – она возрождает, как весна, мотивирует автора к творчеству;
  • авторский неологизм – «склубясь»;
  • лексические повторы – «спишь, … склубясь…, спишь в тумане…», «синий, синий», «певучий, певучий», создающие акценты на ключевых словах;
  • олицетворение – «голос славит бурю», «тишина бездыханна (то есть мертва, глубока)»;
  • аллитерацию – «…Кармен, мне печально и дивно, что приснился мне сон…», отсылающую читателя к звуку гитарных струн и придающую тексту удивительную музыкальность;
  • религиозную лексику – «блаженный (счастливый, благоденствующий)», «куща», «рай»;
  • контекстуальные синонимы – «думы, грезы, дурман, сон» – так как все перечисленные явления отрешают лирическую героиню от действительности;
  • контекстуальные антонимы – «морская даль – берег».

Слово «куща» в контексте речи означает «шатер, хижина».

Текст держит нас в сильном эмоциональном напряжении, хотя в нем всего четыре глагола – поэт отражает не действия, а состояние собственной души. Автор убеждает читателя в том, что любовь возвышает человека. Но он воспевает некий идеал, притягательную силу роковой женщины, с которой вряд ли было бы возможно тихое семейное счастье.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах