Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Сумерки (Всё – точно в полусне. Над серою водой…)» И. Бунин

Все – точно в полусне. Над серою водой
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще разрастаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле небес теряясь.

Суров и дик ее могучий вид!
Под шум и гул морской она в дыму стоит,
Как неугасший жертвенник титанов,
И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,
Где мрачный хор поет в седых клубах туманов
Торжественный хорал неведомым богам.

1900 г.

Анализ стихотворения Бунина «Сумерки»

В 1899 Иван Бунин женился на Анне Цакни и перебрался в Одессу. Этот брак был непродолжительным, однако поэт сохранил очень теплые чувства к своей супруге и по-настоящему влюбился в Южную Пальмиру. Его покорил не только сам город изящный и аристократичный, но и Черное море – переменчивое и непредсказуемое в своем величии.

В 1900 году Иван Бунин создает небольшой цикл стихов, посвященных Одессе, в который вошло произведение «Сумерки».

Правда, следует сразу же отметить, что в этом стихотворении поэт рассказывает не об одесском море, а о Крыме, в котором очень любил бывать вместе с семьей. Один из вечеров поздней осени, проведенный на морском побережье, особенно запомнился автору, и он попытался рассказать то, что чувствует, глядя на бушующую стихию.

Вечернее осеннее море, неприветливое и угрюмое, производит на Бунина двоякое впечатление. Он чувствует себя весьма неуютно, наблюдая за тем, как «над серою водой сползает с гор туман, холодный и густой». То, что днем казалось таким милым и близким, в одно мгновение превращается в бездну, которая беспощадна по отношению ко всему живому. Автор практически физически ощущает угрозу, которая исходит от «темных голых скал», которые выстроились стеной вдоль берега. В такие моменты они готовы уничтожить любого, кто попытается посягнуть на их уединение, и Бунину остается лишь издалека наблюдать за тем, как сумрак опускается на море, маскируя опасные скалы.

Их стена еще по-прежнему видна сквозь туман, и поэт не перестает восхищаться тем, сколько мощи и неприступности таит в себе эта земная твердь. «Суров и дик ее могучий вид!», – с восхищением отмечает автор, сравнивая каменную глыбу с жертвенником титанов. При этом Бунин отмечает, что жертвенник еще не угас, ведь время от времени он требует свою дань от глупых и неосторожных людей, которые считают, что им по силам покорить водную и горную стихию. И мало кому приходит в голову простая мысль о том, что сочетание этих двух стихий может представлять реальную угрозу.

Если скала в восприятии Бунина является алтарем богов, то ночь поэт воспринимает, как жрицу этого древнего храма, которая при помощи надвигающихся сумерек оповещает о своем появлении. Поэт очень точно и романтично описывает этот момент, отмечая: «И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм». Ее встречает невидимый хорал ночных звуков и шорохов, которые возносят свою волшебную песню великим богам «в седых клубах туманов».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах