«Накануне светлого праздника» Н. Некрасов
IЯ ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем:Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева – долина,
Как скатерть ровна.Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел.Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда…
IIНачну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз?Нетрудное дело!
Идут кузнецы –
Кто их не узнает?
Они молодцыИ петь, и ругаться,
Да день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:В одном сертучишке,
Фуражка как блин, –
Гармония, трубка,
Утюг и аршин!Смотрите – красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз;Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут,А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!Я доброго всем им
Желаю пути,
В родные деревни
Скорее прийти,Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой…
IIIСтемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом;Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу – долина
Моя ожила:На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглуОгни озарили:
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!У озера ярко
Горели костры, –
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,При свете горящей
соломы, – толпы…
У божьего храма
Сходились тропы, –Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!..
1873 г.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Накануне светлого праздника»
Стихотворение «Накануне светлого праздника» относится к позднему периоду творчества Некрасова – оно написано в 1873 году состоявшимся мастером слова. Произведение, хотя и написано для детей, поднимает неоднозначную тему человека труда. В его рамках поэт ярко и образно описывает людей разных профессий, что подпитывает интерес маленького читателя, привлекает внимание к деталям и делает стихотворение познавательным.
Оно включает такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «светлый праздник», «трудовой пот», «веселая душа», «народная масса», «чудесная картина», «добрый путь»;
- инверсию – «лесок малорослый», «пестрел дол», «встречался народ» «рыбы живые», «идет народ», «горели костры» – для обеспечения гармоничной рифмовки;
- метафору – «пестрел деревнями»;
- сравнения – «долина, как скатерть ровна», «фуражка как блин», «словно ландкарта передник (то есть покрытый пятнами разной формы и цвета, придающими сходство с географической картой)», «словно солдаты …идут», «дрожат, как рыбы»;
- ряды однородных членов предложения – «береза, осина, ель, сосна», «прийти, омыть, встретить»;
- эллипсис – «…слева – (раскинулась) долина», «смотрите – (идет) красильщик» – для соблюдения стихотворного размера;
- синонимы – «дол, долина», «церковь, храм»;
- риторические восклицания – «… картину я видел тогда!», «… день не такой!», «… пилы … дрожат!», «Нетрудное дело!» – придают эмоциональность;
- риторические вопросы – «Кто их не узнает?», «Куда?», словно вовлекающие читателя в диалог;
- антонимы – «высокий – малорослый», в том числе контекстуальные – «петь – ругаться», «мгла – огонь»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «как колокол громко…», «встретить Святую с веселой душой»;
- обращение – «дети»;
- олицетворения – «колокол прогудел в ответ», «веселая душа»;
- религиозную лексику – «церковь», «чудо», «страстная суббота», «Святая», «божий храм», «душа» – обусловленную темой стихотворения;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «лесок», «сертучишко (искаженное сюртучишко – род пиджака)», «тропинка».
Святая – иное название православного праздника Пасхи. Описывая картину народного единства, ликования, Некрасов делает акцент на том, что люди идут на длинную праздничную службу после тяжелого трудового дня, что они умеют и тонко чувствовать, и трудиться, и отдыхать от души. Увиденное умиляет автора: он не скрывает глубокого уважения к людям, на плечах которых держится мощь великой державы.
В простеньком, незамысловатом детском стихотворении поэт дает возвышенный образ народа-богоносца, отмечает его бесхитростную наивную веру, физическую и нравственную выносливость.