Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Отрывок (В окно я вижу груды облаков…)» И. Бунин

В окно я вижу груды облаков,
Холодных, белоснежных, как зимою,
И яркость неба влажно-голубого.
Осенний полдень светел, и на север
Уходят тучи. Клены золотые
И белые березки у балкона
Сквозят на небе редкою листвой,
И хрусталем на них сверкают льдинки.
Они, качаясь, тают, а за домом
Бушует ветер… Двери на балконе
Уже давно заклеены к зиме,
Двойные рамы, топленные печи –
Все охраняет ветхий дом от стужи,
А по саду пустому кружит ветер
И, листья подметая по аллеям,
Гудит в березах старых… Светел день,
Но холодно, – до снега недалеко.
Я часто вспоминаю осень юга…

Теперь на Черном море непрерывно
Бушуют бури: тусклый блеск от солнца,
Скалистый берег, бешеный прибой
И по волнам сверкающая пена…
Ты помнишь этот берег, окаймленный
Ее широкой снежною грядой?
Бывало, мы сбежим к воде с обрыва
И жадно ловим ветер. Вольно веет
Он бодростью и свежестью морской;
Срывая брызги с бурного прибоя,
Он влажной пылью воздух наполняет
И снежных чаек носит над волнами.
Мы в шуме волн кричим ему навстречу,
Он валит с ног и заглушает голос,
А нам легко и весело, как птицам…
Все это сном мне кажется теперь.

1901 г.

Анализ стихотворения Бунина «Отрывок»

Элегическое настроение определяет образный строй произведения 1901 г. В основе последнего – антитеза прошлого и настоящего, выраженная при помощи разных моделей художественного пространства. Оппозиция, несущая важную композиционную функцию, подчеркивается строфическим делением текста. Первая часть описывает сегодняшний осенний день, вторая посвящена воспоминаниям о южном лете.

В зачине прямо обозначается позиция героя, который смотрит из окна на облака, бегущие по ярко-голубому небу. Оба природных образа характеризуются при помощи комплекса художественных средств: первый обозначен однородными определениями и метафорой, второй – сложным эпитетом. Наблюдения за погодой ведутся в разгар осеннего дня – автор уточняет художественное время лирической ситуации. Для изображения сезонной зарисовки поэт обращается к лексемам-колоризмам. Золотая листва, белые березовые стволы, сверкающие маленькие льдинки – детали живописного пейзажа прекрасны, но хрупки, недолговечны. Порывы холодного ветра срывают яркую листву, лишая картину позитивных акцентов.

Природа живет предчувствием зимы, и вполне логичными выглядят людские заботы о сохранении тепла в старом обветшавшем доме. Об этом сообщается при помощи перечисления: в окна вставлены вторые рамы, топятся печи.

Уютной, но печальной, гнетущей своей замкнутостью обстановке противопоставляется воодушевляющий настрой счастливых воспоминаний. Они ассоциируются с иной формой художественного пространства: субъект речи воссоздает в памяти бескрайнюю панораму бурного южного моря. Доминантами пейзажа становятся мощный, «бешеный» прибой, сильный ветер и тусклые солнечные лучи. Полоса бурлящих волн метафорически уподобляется широкой снежной возвышенности.

Перед читателем возникает новый портрет героя – не одинокого, подавленного и статичного, а бодрого, жизнелюбивого, способного ощутить радостное чувство единения с природой. В полудетской игре с волнами участвует лирическая героиня: субъект речи обращается к ней как к свидетельнице событий прошлого. Последние настолько прекрасны и далеки, что говорящий начинает сомневаться в их реальности, уподобляя воспоминания чудесному сновидению.

Стремясь передать головокружительное ощущение свободы, которое сродни полету вольной птицы, автор освобождается от рифмы: стихотворение написано белым пятистопным ямбом.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах