«Май» К. Фофанов
Бледный вечер весны и задумчив и тих,
Зарумянен вечерней зарею,
Грустно в окна глядит; и слагается стих,
И теснится мечта за мечтою.Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,
Иль взгрустнулося мне о бывалом?
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.Там, за душной чертою столичных громад,
На степях светозарной природы,
Звонко птицы поют, и плывет аромат,
И журчат сладкоструйные воды.И дрожит под росою душистых полей
Бледный ландыш склоненным бокалом, –
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.Дорогая моя! Если б встретиться нам
В звучном празднике юного мая –
И сиренью дышать, и внимать соловьям,
Мир любви и страстей обнимая!О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
Сколько грез в моем сердце усталом
Этот май-баловник, этот май-чародей
Разбудил бы своим опахалом!..
1 мая 1885 г.
Анализ стихотворения К. М. Фофанова «Май»
Стихотворение «Май» написано в 1885 году молодым, стремительно набирающим популярность поэтом. В небольшом по объему стихотворении Константин Михайлович использует богатую палитру средств художественной выразительности, которая включает:
- эпитеты – «бледный вечер», «свежее опахало», «душная черта», «столичные громады», «светозарная природа», «сладкоструйные воды», «душистые поля», «звучный праздник» – создающие яркие чувственные образы: автор апеллирует к слуху, зрению и даже обонянию читателя;
- многосоюзие – «и задумчив и тих», «и слагается …, и теснится», «и дышать, и внимать» – дублирование союзов позволяет подчеркнуть каждый фрагмент высказывания;
- олицетворения – вечер «задумчив и тих», «зарумянен зарею», «вечер глядит», «мечта теснится», «грустно душе», «сердцу больней», «май разбудил бы … сколько грез», «усталое сердце», «ландыш дрожит» – автор наделяет человеческими чертами явления и чувства, чтобы сделать их понятнее, ближе читателю, точнее их описать;
- метафоры – «счастлив любовью», «дышать сиренью», «черта громад (граница, контур городских кварталов)», «дрожит бокалом (автор отсылает читателя к форме колеблемого ветром цветка, напоминающей миниатюрный бокальчик)»;
- аллитерацию (повторение формы слова) – «мечта за мечтою», создающую звуковой акцент;
- риторический вопрос – «Иль взгрустнулося мне … ?» – отражает попытку лирического проанализировать свои чувства;
- анафору – «Что-то грустно …, что-то … больней», «Это … баловник, это … чародей», создающую акцент на неопределенности чувств, на том, что именно красота весенней природы вызывает их смятение;
- инверсию – «свежим своим опахалом», «плывет аромат», «журчат воды», «дрожит ландыш», «дорогая моя», «счастлив бы стал я», «любовью твоей», «в сердце усталом», которая обусловлена необходимостью гармоничной рифмовки;
- перифразы – «свежее опахало (большой веер на длинной рукоятке)» – автор подразумевает прохладный легкий ветер, «столичные громады» – имеется в виду городская застройка;
- антонимы «свежий – душный» помогают противопоставить городскую и природную среду;
- риторическое восклицание «Дорогая моя!» является также обращением к любимой женщине, адресату стихотворения;
- гиперболу – «мир обнимая».
Произведение ясно отражает тот факт, что автор тяготится городским существованием. Наступление весны напоминает ему об истинном предназначении человека, потребности любить и сострадать.