«Облетают последние маки…» Н. Заболоцкий
* * * Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, –
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Дата создания: 1952 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Облетают последние маки…»
Объектом философских раздумий героя поздних произведений Заболоцкого становится душа. Идейное содержание стихотворений нередко организовано антитезой живого и мертвого внутреннего мира персонажей. Исход вдохновенного порыва лирического «я» «Ласточки» печален: оказалось, что душа возлюбленной опустела, угасла. Племенам, населяющим воскресшую Землю в «Противостоянии Марса», удалось сохранить «душу единственную». Поэт расценивает это свойство народного характера как несомненное преимущество, которое перевешивает техногенные достижения марсианской цивилизации, лишенной моральной основы.
В произведении 1952 г. нашло поэтическое выражение взыскательное отношение автора к проблемам духовного самовоспитания. Философскую тему предваряет картина поздней осени, созвучная настроению лирического адресата.
Пейзаж моделируется при помощи комплекса образов, созданных лексикой с семантикой увядания, прощания: отцветают маки, облетают деревья, улетают журавли, оглашая пространство трубными криками. Пустынные аллеи окутаны мраком, охарактеризованным эпитетом «болезненный». За изображением деталей природы следует вывод: притихший, готовящийся к зимнему оцепенению живой мир не похож на себя. Кульминационный момент в нарастающих интонациях диссонанса – образ «обрубков ветвей», в которых жизнь «затаилась» до весны.
Во втором катрене появляется фигура лирического «ты», бредущая по дорожке, усыпанной осенними листьями. Портрет адресата не конкретизирован, исключение составляет единственная внешняя деталь – отсутствие головного убора, обязательного для холодной погоды. Мелкая подробность наделена психологическим подтекстом: прохожий, пренебрегший сезонным аксессуаром, безразличен к собственному здоровью и жизни вообще.
Присутствие персонажа обнаруживается посредством риторического обращения. За последним следует серия аналогичных вопросов. Их содержание указывает на область интересов субъекта речи: его занимает внутреннее состояние своего персонажа, причины депрессивного настроения, в унисон отвечающего меланхоличному пейзажу.
В вопросительных интонациях легко улавливаются ноты осуждения. Адресат обвиняется в безответственном отношении к душе, главной драгоценности человека. Сомнения в собственной безопасности, мрачные предчувствия жизненных испытаний – доводы, которые не могут служить оправданием малодушного поведения. Финальный афоризм провозглашает верность себе как условие достойного существования, не зависящее от внешних обстоятельств.
Автор: Заболоцкий