Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Толстой

«Князь Михайло Репнин» А. Толстой

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.

Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:

«Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!

Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод,

За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»

И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михаилo князь Репнин.

«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!

Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»

Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!

Не возражай ни слова и машкару надень –
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь. –

Да здравствует во веки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!

Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»

Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…

«Умри же, дерзновенный!» – царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.

И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,

И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»

Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.

<1840-е годы>

Анализ баллады Толстого «Князь Михайло Репнин»

Поскольку большая часть архивов писателя погибла при пожарах и частично была уничтожена его женой, ученые имеют отрывочные сведения о его жизни. Потомок известных родов, выросший без отца, А. К. Толстой никогда не нуждался, получил прекрасное образование и сделал удачную придворную и литературную карьеру.

Баллада А. К. Толстого «Князь Михайло Репнин» написана в период 1840-х годов. Произведение представляет собой стилизованный рассказ о гипотетическом эпизоде российской истории, которая увлекала автора на протяжении всей его жизни. Для создания художественного эффекта и усиления эмоционального воздействия на читателя реальное убийство боярина Репнина поэт перенес в условия царского застолья.

В тексте баллады используются устаревшие формы слов: наречие «боле» – в значении «больше», «вины» – «вина», «подъяли» – «подняли», старославянизмы – «рек (произнес)», «глас», «пал», «да правит человеки» – «да (пусть) правит людьми», «молвил», глагол «вкушать» использован автором в переносном смысле – «испытывать, ощущать», использована характерная для поэзии такого рода лексика высокого стиля «дерзновенный» – «дерзкий». Наблюдаются искажения падежных форм: вместо «не возражай ни словом» – «не возражай ни слова».

Некоторые слова требуют уточнения значений: «брань» в контексте баллады – «война», «поют потехи брани» – «воспевают, славят военные подвиги»; кравчий – «боярин, ведающий царским столом», «баян» – «придворный певец», «тиуны» – в данном контексте «царские приближенные, слуги».

Из средств художественной выразительности Толстой использует эпитеты – «удалая дружина», «разгульные опричники», «лихие гусляры», «бесовские дети», «строптивый раб», «правдивый князь», «бесстыдная лесть», «звенящий кубок», «последний час», «верный слуга», «веселый хоровод»; сравнение – «презрит (станет презирать), как измену»; замечательные и емкие метафоры – «ряд … блистает», «дела времен», «голос славы», «рассыпь …словом рать», «ослаб в уме», «лести глас», «пир кипит», «вкушать веселье», «рать детей»; синекдоху – «бейте в струны», «голос не веселит», «забыл сан», «открываю хоровод», «ковши звучат», «забыл Бога»; перифразы – «царь», «властелин», и «личина», «машкара» – в значении «маска»; эллипсис – «но царь, нахмуря брови (промолвил): …»; ряды однородных членов предложения – «потехи, дела, взятие, плен», причем частица «да» усиливает экспрессию высказывания и оформляет ряд однородных сказуемых – «да сгинет, да здравствует, да правит, да презрит»; многочисленные риторические восклицания (из них составлена речь персонажей) – «Да здравствуют тиуны!..», «…бейте в струны, опричники мои!», «…прожил ты … последний день!..», «Тебе ли… плясать!..» и риторический вопрос – «В уме ослаб?..»

Многочисленные примеры инверсии – «столов блистает ряд», «разгульные … опричники сидят», «опричники мои», «льются вины», «поют гусляры», «подать себе … кравчему велит», «не надену я», «подъяты кубки», «забыл ты», «прожил … ты день» – способствуют стилизации текста под былину и решают проблему рифмовки.

Фигура речи в виде парцелляции – «И… подъяли кубки. Не поднял … один…» – одновременно имеет черты антитезы.

Частотные лексические повторы слов – «убил, убил», «…не поднял лишь один, один не поднял…», «О царь! Забыл… ты, царь..!», «мои тиуны, опричники мои», «напрасно льются…., поют… напрасно», «забыл ты…, сан ты …забыл!» – и целых оборотов в разных частях текста – «Вы громче бейте в струны!..», «…Репнин, правдивый князь», «… царя не веселит», «Поют потехи брани…» – помогают создать автору атмосферу напряжения, зафиксировать внимание читателя на конкретных событиях, явлениях.

Сюжет баллады выстроен с учетом дани моде на критику личных качеств Ивана Грозного, которая сохраняется и в наши дни. Заметим, что к неоднозначным качествам правящих монархов талантливый поэт претензий публично не высказывал.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБалладыДлинные стихи
Баллады


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах