Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Зинаида Гиппиус

«Песня» З. Гиппиус

Окно мое высоко над землею,
          Высоко над землею.
Я вижу только небо с вечернею зарею,
          С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,
          Таким пустым и бледным…
Оно не сжалится над сердцем бедным,
          Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,
          Я умираю,
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
          Не знаю…

И это желание не знаю откуда,
          Пришло откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
          Чуда!

О, пусть будет то, чего не бывает,
          Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
          Оно обещает,

Но плачу без слез о неверном обете,
          О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
          Чего нет на свете.

1893 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».

Анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Песня»

Стихотворение «Песня» написано в 1893 году, в период, когда Зинаида Николаевна успешно пыталась укрепить собственные позиции в литературных кругах. Не лишенное позы, оно является декларацией ее жизненных установок и творческих устремлений. Фольклорная стилизация становится оригинальной возможностью заявить о себе.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • устаревшие формы слов – «землею», «зарею» – обусловленные стилистикой произведения;
  • эпитеты – «бледное (в контексте речи – безучастное) небо», «неверный обет (неисполненное обещание)», которые являются точными характеристиками явлений;
  • умолчания со следующими смыслами значениями – «кажется бледным…» – то есть не дающим надежды, утешения; «стремлюсь к тому, чего не знаю…» – отражает растерянность, непонимание цели; «плачу о неверном обете…» – сокрушение о неверии;
  • инверсию – «окно мое», «над сердцем бедным», «в печали безумной» – выделяющую последнее слово каждого словосочетания;
  • олицетворения – «небо не сжалится», «сердце хочет, просит», «желание пришло», которые делают речь конкретной, доступной даже простому человеку;
  • междометия – «увы», «о» – как неотъемлемую часть живой народной речи;
  • ряд однородных членов предложения – «умираю, стремлюсь»;
  • метафору – «просит чуда» – иносказательно говорит о надежде на возрождение;
  • синонимы – «чудеса, чудо»;
  • риторическое восклицание – «… просит чуда, чуда!» – сочетается с лексическим повтором, создающем акцент на ключевом слове;
  • оксюморон – «плач без слез» – перифраз глубокой скорби;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «то, чего нет на свете»;
  • религиозную лексику – «чудо», «обет».

Название стихотворения очень символично: бесконечные повторы придают звучащей «Песне» заунывность, присущую русским плачам. Стихотворение построено таким образом, что читатель ассоциирует лирического героя с узником, который взирает на недосягаемое небо из темницы с высоко расположенным окошком.

Думается, лирический герой – это художественный «двойник» поэтессы. Он всеми силами стремится к совершенству, он терзается невыразимыми чувствами и неосознанными желаниями. Такой подход был довольно популярен в среде русских символистов и гармонично сочетался с неопределенной, тревожной общественно-политической обстановкой конца века.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах