«Сказка» Д. Самойлов
Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу
Ей загородило.Мальчик въехал в облако,
В белое, густое.
А за первым облаком –
Облако второе,
Облако пуховое,
Облако из снега.А за третьим облаком
Начиналось небо.Мальчик плыл не речкою,
Мальчик плыл по Млечному,
По небу проточному
В сторону восточную.Мальчик плыл по звездам,
К месяцу тянулся.
Покатался по небу
И домой вернулся.
1955 г.
Анализ стиха Д. Самойлова «Сказка»
Стихотворение «Сказка» написано большим русским поэтом и гуманистом Д. Самойловым в 1955 году. В этот период он, бывший фронтовик, прошедший через страшные военные испытания, с головой погружен в мирную жизнь. Будучи требовательным к себе, поэт создает детские пьесы, усиленно занимается переводами и предпочитает писать «в стол». Тем не менее в интеллигентских кругах его поэзия становится все популярнее.
Наверняка при написании стихотворения «Сказка» поэт думал о своем двухлетнем сыне. Изящное произведение со сказочным сюжетом об осуществленной мечте можно считать отцовским заветом, иллюстраций достойного жизненного пути. В доступной ребенку форме оно транслирует понятие об активной позиции, будит детскую фантазию, мотивирует к настойчивости, воспитывает волю в преодолении трудностей, побуждает к попытке выйти на новый уровень возможностей.
Автор описывает первую детскую пробу сил. Ребенок готовится к непростому путешествию, прыжку в неизведанное в довольно благоприятных условиях: поэт упоминает о тихой погоде. Но мальчика ждет троекратное, как в русских сказках, испытание неизвестностью. Последовательно возникающие на пути облака, закрывающие перспективу, символизируют возникающие на пути препятствия. Движение с запада на восток символизирует восхождение, превышение достигнутого раньше, выход за границы общепринятого, лодка – инструмент для достижения цели. Река трансформируется у Давида Самуиловича в небесный свод, и звездный простор неба – награду храбрецу.
Земная река трансформируется у Самойлова в реку небесную. Удачно найденные эпитеты – «млечное», «проточное» – ярко характеризуют звездный путь главного героя. Разговорная лексика – «речка», «погодка» – делает речь доступной, располагает читателя к рассказчику. Многочисленные лексические повторы акцентируют внимание на личности ребенка, его упорстве, непрерывности действия. Парцелляция, расчленяя текст интонационно, придает ему экспрессию и позволяет выделить связку глаголов «строил – построил», подчеркивающих самостоятельность и законченность действия, доведение дела до конца. Лирический герой совершает полный круг и возвращается в исходную точку путешествия.
В рамках небольшого стихотворения поэт убеждает своих маленьких читателей смело идти по жизни, принимать все ее вызовы и совершать собственные маленькие открытия.
Автор: Давид Самойлов