«Не торопись» Р. Гамзатов
Ты, на заре проснувшись, сделай милость,
Еще хоть миг с собой наедине
Побудь и вспомни все, что ночью снилось:
Смеялся или плакал ты во сне!И глянь в окно: какая там погода,
Туманна ли округа иль светла?
Метет ли снег до края небосвода
Иль катятся дождинки вдоль стекла?И если в этот час не бьет тревога,
Вдали обвалом сакли не снесло,
Не торопись и дьяволом с порога
Не прыгай, милый, в горское седло.Не торопись, как деды завещали,
И всякий раз, с обычаем в ладу,
До каменной околицы вначале
Веди коня лихого в поводу.Как часто мы, куда-то путь направив,
Брать скакунов не любим под уздцы
И, шпорами бока им окровавив,
Летим быстрей, чем царские гонцы.У нас рубахи выцвели от соли
И капли пота льются на виски.
Позабываем спешиться мы в поле,
Остановиться около реки.Ценить не научились мы поныне
Высоких слов и запросто порой,
Что произносят тихо на вершине,
Выкрикиваем громко под горой.Нам осадить коней бы по старинке
Перед аулом, мудрыми слывя,
Чтоб разузнать, в нем свадьба иль поминки,
А мы влетаем голову сломя.Герои оклеветанные пали
Не на дуэлях в наши времена,
Чьи в запоздалой, но святой печали
Воскрешены бесстрашно имена.Не выносите спешных приговоров,
Не присуждайте наскоро наград,
Чтоб не краснеть, чтоб избежать укоров,
Когда в пути оглянетесь назад.И мужество должно владеть собою!
Кто тороплив, кто ветреней молвы,
Тот без коня вернется с поля боя
Или верхом без глупой головы.Я не зову к покою или спячке,
Я сам люблю дыхание грозы,
Но жизнь есть жизнь, а не бега, не скачки,
И в жизни добывают не призы.Учи, поэт, суровые уроки
И не бери без боя города,
Чтоб наскоро написанные строки
Не рвать потом, сгорая от стыда.Ты сел в седло, веселый иль угрюмый,
Не торопись, уму не прекословь,
На полпути, остановись, подумай,
И оглянись, и путь продолжи вновь!
[1976]
Анализ стихотворения Р. Гамзатова «Не торопись»
Стихотворение увидело свет в 1976 году. Оно выстроено в виде задушевного совета мудрого человека неискушенному читателю. По сути, автор излагает кодекс чести человека, который считается настоящим мужчиной, верным сыном Отечества.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- распространенные ряды однородных членов предложения – «сделай милость, побудь, вспомни», «не торопись, не прекословь, остановись, подумай, оглянись, продолжи»;
- многочисленные антонимы – «смеялся – плакал», «тихо – громко», «веселый – угрюмый», в том числе контекстуальные – «туманна – светла», «свадьба – поминки», «приговор – награда»;
- риторические восклицания – «…плакал ты во сне!», «… мужество должно владеть!..», «… продолжи вновь!»;
- риторические вопросы – «…какая … погода?», «Метет ли снег?..»;
- инверсию – «туманна … округа», «метет снег», «катятся дождинки», «не бьет тревога», «коня лихого», «герои оклеветанные»;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «дождинки», оно отражает умиление прожившего большую жизнь человека любым, даже незначительным природным явлением;
- сравнение – «не прыгай дьяволом»;
- обращения – «милый», «поэт» – направлены к собратьям по перу, оформляющие призыв к ответственности за каждое печатное слово;
- эпитеты – «лихой конь», «высокие слова», «святая печаль», «суровые уроки»;
- синонимы – «конь, скакун», «покой, спячка», «бега, скачки» – помогают избежать ненужных повторов и украшают текст;
- метафоры – «окровавив шпорами», «сгорая от стыда»;
- фразеологизм – «сломя голову»;
- лексику высокого стиля – «пали», придающую тексту торжественность;
- олицетворения – «снег метет», «глупая голова» и «дыхание грозы», которое выступает также перифразом – автор отмечает собственную склонность к риску;
- анафорический повтор – «я не зову…, я сам люблю» – позволяет точнее выразить авторскую позицию;
- многосоюзие – «и оглянись, и продолжи».
v
На первый взгляд большой мастер слова призывает всех нас преодолевать горячность, свойственную не только горским народам, призывает проявлять умеренность, взвешенность, бережное отношение не только к верному коню, но и к верному другу. Но смысл произведения глубже. Поэт воспевает приверженность к традиционным линиям поведения, сохранению корней, народной памяти, без которой невозможно существование великой страны.
Автор: Расул Гамзатов