«Ноябрь» Д. Мережковский
Бледный месяц – на ущербе,
Воздух звонок, мертв и чист,
И на голой, зябкой вербе
Шелестит увядший лист.Замерзает, тяжелеет
В бездне тихого пруда,
И чернеет, и густеет
Неподвижная вода.Бледный месяц на ущербе
Умирающий лежит,
И на голой черной вербе
Луч холодный не дрожит.Блещет небо, догорая,
Как волшебная земля,
Как потерянного рая
Недоступные поля.
24 ноября 1894 г.
Сборник «Новые стихотворения 1891–1895».
Анализ стихотворения Мережковского «Ноябрь»
Несмотря на свое пристрастие к символизму, Дмитрий Мережковский очень много внимания уделял пейзажной лирике. Поэт считал, что в самой природе можно найти ответы на многочисленные вопросы, он искреннее восхищался красотой окружающего мира и пытался отобразить его в своих произведениях. Даже унылая осень с ее постоянными дождями становилась предметом творческих изысканий для этого поэта. И примером тому является стихотворение «Ноябрь», написанное в 1894 году.
Автор очень тонко подмечает тот переходный момент, когда осень передает свои права зиме, а природа готовится к длительной спячке. Первые морозы уже тронули землю, и «на голой зябкой вербе шелестит увядший лист». Старый пруд по вечерам также покрывается ледяной коркой, которая еще очень хрупка. Однако под ней «и чернеет, и густеет неподвижная вода», надолго заключенная в прозрачный ледяной плен.
Казалось бы, каждая мелочь указывает на то, что зима уже не за горами. Даже месяц в восприятии поэта выглядит каким-то бледным и безжизненным, озаряя своим неярким светом ветви деревьев, пруд и опустевшие поля. Эта картина вызывает у Мережковского противоречивые чувства. С одной стороны, он восхищен удивительной красотой засыпающего мира, его сдержанностью и величием. С другой стороны, поэта угнетает то ощущение пустот и безысходности, которое дарит ему этот ночной пейзаж. Ноябрь в восприятии Мережковского является самым грустным месяцем в году, когда встречаются жизнь и смерть. И их прощальный танец производит на поэта гнетущее впечатление.
В эти минуты, когда весь мир погружается в зимний сон, Мережковский вспоминает о потерянном рае, где царят такие же покой и умиротворения. Однако этот мир лишен самого главного – жизни. Поэтому поэт, с одной стороны, мечтает о «волшебной земле», которая для него недоступна, а с другой стороны – боится прикоснуться к тайнам вечности потому, что знает: обратной дороги уже не будет.
К слову, само стихотворение, опубликованное в 1895 году, вызвало шквал критики в адрес поэта. И это неудивительно, ведь общее впечатление, которое производит это произведение, является не только весьма противоречивым, но и угнетающим. Так, Валерий Брюсов обвинил Мережковского в том, что тот написал это произведение лишь для того, чтобы удачно обыграть рифму двух слов – «на ущербе» и «вербе». Тем не менее, сегодня данное стихотворение входит в золотую коллекцию русской литературы и является прекрасным примером пейзажной лирики.