Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин

«Кипренскому (Любимец моды легкокрылой…)» А. Пушкин

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Дата создания: 1827 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Кипренскому»

Автора, критически относившегося к своей внешности, редко устраивали собственные портреты. Исключение было сделано только для творения Кипренского, написанного в 1827 г. После кончины заказчика работы, «брата названого» Дельвига, поэт приобрел картину у вдовы. По воспоминаниям друзей, портрет хозяина дома выделялся на фоне остального интерьера последней петербургской квартиры Пушкина.

К указанному периоду относится поэтический отклик, в котором передана реакция портретируемого. Приятное удивление и благодарность, восхищение работой мастера – таковы эмоции, звучащие в анализируемом произведении.

Пушкинский текст интересен и тем, что отразил темы разговоров двух талантливых современников. Они касались прихотей светской моды в вопросах художественного творчества. Общество зачастую отдает предпочтение иностранцам, обходя вниманием российских мастеров, не менее достойных похвал. Эта мысль подчеркнута в зачине произведения: способности лирического адресата совершенствовались отечественной академической школой, и успехи живописца были достигнуты вопреки его «непрестижному» происхождению. «Волшебник», «любимец моды» – восхищенный субъект речи не скупится на комплименты одаренному исполнителю.

Выразив признательность мастеру, лирический герой обращается к впечатлениям, навеянным картиной, и этой теме посвящена остальная часть стихотворения. Модель вглядывается в холст, как в зеркало, видя в портрете и сходство, и различия. Размышления над последними порождают мотив лести. В этом фрагменте автор выражает общеизвестное мнение, что художник сгладил черты необычной внешности поэта, сконцентрировав внимание на глазах – живых, задумчивых, передающих ход возвышенной мысли.

Формулируется однозначный вывод: живописец создал образ истинного стихотворца, любимого «питомца муз». Изображение можно выставить на публичное обозрение: оно не оскорбит изысканных вкусов «важных» муз-покровительниц. Иными словами, работа согласуется с идеализированными представлениями о носителе поэтического дара.

Закономерно появление мотивов признания и бессмертия, которые усиливаются в концовке обоих шестистиший. Герой удовлетворен результатом: с помощью живописного двойника ему удастся избавиться от гнета «смертных уз», стать узнаваемым не только среди отечественных почитателей, но и за границей.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах