Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин

«Кипренскому (Любимец моды легкокрылой…)» А. Пушкин

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

1827 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Кипренскому»

Автора, критически относившегося к своей внешности, редко устраивали собственные портреты. Исключение было сделано только для творения Кипренского, написанного в 1827 г. После кончины заказчика работы, «брата названого» Дельвига, поэт приобрел картину у вдовы. По воспоминаниям друзей, портрет хозяина дома выделялся на фоне остального интерьера последней петербургской квартиры Пушкина.

К указанному периоду относится поэтический отклик, в котором передана реакция портретируемого. Приятное удивление и благодарность, восхищение работой мастера – таковы эмоции, звучащие в анализируемом произведении.

Пушкинский текст интересен и тем, что отразил темы разговоров двух талантливых современников. Они касались прихотей светской моды в вопросах художественного творчества. Общество зачастую отдает предпочтение иностранцам, обходя вниманием российских мастеров, не менее достойных похвал. Эта мысль подчеркнута в зачине произведения: способности лирического адресата совершенствовались отечественной академической школой, и успехи живописца были достигнуты вопреки его «непрестижному» происхождению. «Волшебник», «любимец моды» – восхищенный субъект речи не скупится на комплименты одаренному исполнителю.

Выразив признательность мастеру, лирический герой обращается к впечатлениям, навеянным картиной, и этой теме посвящена остальная часть стихотворения. Модель вглядывается в холст, как в зеркало, видя в портрете и сходство, и различия. Размышления над последними порождают мотив лести. В этом фрагменте автор выражает общеизвестное мнение, что художник сгладил черты необычной внешности поэта, сконцентрировав внимание на глазах – живых, задумчивых, передающих ход возвышенной мысли.

Формулируется однозначный вывод: живописец создал образ истинного стихотворца, любимого «питомца муз». Изображение можно выставить на публичное обозрение: оно не оскорбит изысканных вкусов «важных» муз-покровительниц. Иными словами, работа согласуется с идеализированными представлениями о носителе поэтического дара.

Закономерно появление мотивов признания и бессмертия, которые усиливаются в концовке обоих шестистиший. Герой удовлетворен результатом: с помощью живописного двойника ему удастся избавиться от гнета «смертных уз», стать узнаваемым не только среди отечественных почитателей, но и за границей.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах