Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Афанасий Фет

«Узник» А. Фет

Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром;

Веселые лодки
В дали голубой;
Железо решетки
Визжит под пилой.

Бывалое горе
Уснуло в груди,
Свобода и море
Горят впереди.

Прибавилось духа,
Затихла тоска,
И слушает ухо,
И пилит рука.

Анализ стихотворения Фета «Узник»

Произведение 1843 г. отличается необычным зачином: персонаж, заключенный под стражу, сосредоточен не на сложностях своего положения, а на деталях пейзажной зарисовки, которые можно заметить из окна камеры. Герой слышит шум густой зелени, видит пышную листву, охарактеризованную сравнением «шатер», основанным на метафоре. В дальней перспективе появляются лодки, скользящие по воде. Яркий облик и динамичность хода позволяют применить к ним эпитет «веселые». Природная картина проникнута спокойными оптимистическими интонациями, кажущимися странными для внутреннего состояния арестанта.

Ощущения необычного достигают кульминации во втором катрене. От описания пейзажа персонаж-узник без всякой подготовки переходит к особенностям своего занятия. Смелый авторский ход не выглядит искусственным, поскольку визжащий звук пилы органично «встраивается» в общую зарисовку, вливаясь в ряд акустических и визуальных природных образов. Целостность картины, сложенной из разнородных деталей, поддерживается строфической и синтаксической структурой. Содержание двух начальных катренов представляет собой комбинацию из четырех простых предложений в составе сложного, объединенных при помощи бессоюзной связи.

Третья строфа проясняет душевное состояние героя. На смену горю и бессилию приходит отчаянная надежда, символом которой выступает формула «свобода и море». Глаголы «уснуло» и «горят» являют собой два полюса антитезы, в которой противопоставлены эмоциональные портреты заключенного – пессимистичный в прошлом и деятельный в настоящем. Интересно, что и в этом эпизоде поэт задействует синтаксически идентичные конструкции: за подлежащим следует сказуемое и связанное с ним обстоятельство места действия.

Энергичное звучание финального эпизода поддерживается стилистическими приемами: обилие сказуемых, которые предшествуют подлежащим, передают спокойную сосредоточенность и целеустремленность фетовского узника.

Несомненна интертекстуальная связь анализируемого произведения с одноименным пушкинским творением. Сходные по лирической ситуации и устремлениям персонажей, два стихотворения демонстрируют разницу, порожденную спецификой художественной манеры и мировоззрения авторов. Если пушкинскому пленнику необходим страстный призыв собрата, то для фетовского героя, погруженного в природный мир, свобода – сущность натуры.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах