Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Волк» С. Чёрный

Вся деревня спит в снегу.
Ни гу-гу. Месяц скрылся на ночлег.
Вьется снег.

Ребятишки все на льду,
На пруду. Дружно саночки визжат –
Едем в ряд!

Кто – в запряжке, кто – седок.
Ветер в бок. Растянулся наш обоз
До берез.

Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!» Стали санки, хохот смолк.
«Братцы, волк!..»

Ух, как брызнули назад!
Словно град. Врассыпную все с пруда –
Кто куда.

Где же волк? Да это пес –
Наш Барбос! Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!»

1920 г.

Анализ стихотворения С. Черного «Волк»

Кажущаяся легкость, ироничность изложения не исключает высокой требовательности, которой поэт и прозаик Александр Михайлович Гликберг, которого мы знаем как Сашу Черного, предъявлял к самому себе. Для поэта даже написание стихотворения детской тематики подразумевает напряженную работу над словом – произведение включает массу средств художественной выразительности:

  • разговорную лексику – «ни гу-гу (устойчивое сочетание используется в значении сказуемого и означает – молчит, не подает голоса)», «брызнули (то есть бросились, внезапно устремились)», фамильярное обращение «черти» – которая делает речь доступной и искренней;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «ребятишки», «саночки», «братцы»;
  • риторические восклицания – «Едем в ряд!», «…как брызнули назад!», «это … наш Барбос!» – придающие экспрессию;
  • эллипсис – «Кто – (находится) в запряжке, … ветер (дует) в бок» – как способ ритмического построения фраз;
  • прямое цитирование – «Черти, стой!», «Братцы, волк!..» «Ай да волк!» – позволяет показать непосредственность ребят, мгновенную смену настроения;
  • риторический вопрос – «Где же волк?»;
  • сравнение – «брызнули, словно град» – отражает беспорядочность движения испуганных малышей;
  • парцелляцию – «…брызнули назад! Словно град» – членение предложения позволяет выделить каждый его фрагмент, придать ему особый вес;
  • контекстуальные антонимы «пес – волк» как четкие знаки угрозы и безопасности;
  • ряд однородных членов предложения – «хохот, грохот, смех, толк (то есть пересуды, разговоры)»;
  • олицетворения – «саночки визжат», «месяц скрылся на ночлег», в том числе сочетанное с синекдохой – «деревня спит», такой прием позволяет подчеркнуть общность людей, общинность их уклада;
  • метафору – «спит в снегу»;
  • инверсию – «вьется снег», «растянулся обоз», «стали санки», выделяющую ключевые слова;
  • аллитерацию – «хохот, грохот, смех», «врассыпную все … кто куда» – повторение однородных согласных создает акцент на хаосе, кутерьме, которую устроили дети.

В стихотворении ярко подана картина морозного зимнего утра: оно точно, в доступной детям форме и с нотками мягкой иронии описывает психологию коллектива, особенности распространения панических настроений и идеально подходит для изучения детьми. Короткие предложения придают речи «рубленый» характер и облегчают запоминание.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах