«За городом в полях весною воздух дышит…» А. Блок
* * * За городом в полях весною воздух дышит
Иду и трепещу в предвестии огня.
Там, знаю, впереди – морскую зыбь колышет
Дыханье сумрака – и мучает меня.Я помню: далеко шумит, шумит столица.
Там, в сумерках весны, неугомонный зной.
О, скудные сердца! Как безнадежны лица!
Не знавшие весны тоскуют над собой.А здесь, как память лет невинных и великих,
Из сумрака зари – неведомые лики
Вещают жизни строй и вечности огни…Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева;
Закатная, Таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.
12 июля 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «За городом в полях весною воздух дышит…»
Стихотворение написано в июле 1901 года. Примечательно, насколько сильно молодого человека двадцати с лишним лет занимают важные мировоззренческие вопросы.
Философские обобщения, которые делает автор, придают тексту отвлеченный характер. Всё земное автор рассматривает через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. Лирический герой ищет откровение, истину, так называемый огонь вне города – «сумерек весны», под которым он понимает цивилизацию, более того, он хочет дистанцироваться от этой цивилизации, поскольку она иссушает душу, лишает человека надежды.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «воздух дышит (то есть пронизан, пропитан)», «дыханье сумрака колышет», «столица шумит», «неугомонный зной», «лики вещают» – позволяют доходчиво подать авторский посыл;
- инверсию – «дышит весною», «шумит столица», «лет невинных и великих», «жизни строй», «вечности огни», обусловленную необходимостью рифмовки;
- лексический повтор – «шумит, шумит столица» – создает звуковой акцент на ключевом слове – шуме как символе суеты, никчемности;
- ряды однородных членов предложения – «иду, трепещу», «колышет, мучает», «невинных, великих», «Закатная, Таинственная» – разносторонне характеризуют явления и действия лирического героя;
- риторические восклицания – «О, сердца!», «… безнадежны лица!» – отражают высоту чувств;
- эпитеты – «скудные сердца», «неведомые лики»;
- лексику высокого стиля – «лики», «Дева», «гнев», «трепещу», «предвестие» – придающую изложению патетический тон;
- метафоры – «дышит весною», «огнем соедини», «огни вечности», придающие образность;
- контекстуальные антонимы – «завтра – вчера», «огонь – сумрак»;
- умолчание – «…вещают … строй и … огни…» – создает интригу, захватывающую читателя;
- контекстуальные синонимы – «сумерки, сумрак»;
- перифраз – «неугомонный зной» – имеется в виду вечное напряжение, характерное для урбанистического мира.
Образ Таинственной Девы – отголосок влияния на Блока поэзии В. С. Соловьева с его учением о Софии, премудрости Божией, воплощении женского начала и божественном единстве Вселенной, так называемой «мировой душе».
Подтекст стихотворения – ожидание весны как символа обновления, духовного преображения. Лирический герой осознает тщету существования – «строя жизни» – без великой цели и жадно ее ищет.
Сонеты ✑