Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владислав Ходасевич

«Ущерб» В. Ходасевич

Какое тонкое терзанье –
Прозрачный воздух и весна,
Ее цветочная волна,
Ее тлетворное дыханье!

Как замирает голос дальний,
Как узок этот лунный серп,
Как внятно говорит ущерб,
Что нет поры многострадальней!

И даже не блеснет гроза
Над этим напряженным раем, –
И, обессилев, мы смежаем
Вдруг потускневшие глаза.

И всё бледнее губы наши,
И смерть переполняет мир,
Как расплеснувшийся эфир
Из голубой небесной чаши.

3 (или 10) апреля 1911 г., Москва.
Сборник «Счастливый домик» (1914). Цикл «Пленные шумы».

Анализ стиха В. Ходасевича «Ущерб»

Тема смерти сквозит во всем творчестве Ходасевича. Присутствует она и в стихотворении «Ущерб», которое вошло во второй сборник его стихов «Счастливый домик». Но при всем ее немаловажном значении смерть подается как простое и неизбежное событие, вечный сон, способный подарить лирическому герою долгожданный покой.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «тонкое (в значении изощренное) терзанье», «напряженный (невыносимый, докучный) рай», «тлетворное дыханье» – транслируют оценку автора;
  • инверсию – «замирает голос дальний», «узок серп», «говорит ущерб», «не блеснет гроза», «губы наши», которая создает нужные смысловые акценты и формирует рифмы;
  • перифразы – «цветочная волна» – подразумевается поток цветочных запахов, «лунный серп» – серповидная ущербная луна, «небесная чаша» – небесный свод, «расплеснувшийся эфир» – необозримое воздушное пространство, – они выделяют значимые качества описанных объектов;
  • многосоюзие – «и … бледнее губы, и смерть переполняет» – повторяющиеся союзы подчеркивают одновременность описываемых событий, сосредоточивают внимание на каждом из них;
  • олицетворения – «ущерб говорит», «гроза не блеснет»;
  • сравнение – «переполняет, как расплеснувшийся эфир»;
  • анафорический повтор – «ее волна, ее дыханье» – создает акцент на весне как причине перемен;
  • риторическое восклицание – «… нет поры многострадальней!» – обозначает высоту эмоций автора;
  • лексику высокого стиля – «смежаем», то есть «смыкаем, закрываем», придающую патетику.

Так называемый серп – это форма освещенной невидимым Солнцем поверхности Луны, в целом находящейся в тени. Игра смыслов состоит в смешении прямого и переносного значения слова «ущерб». Под этим поэт подразумевает и собственно лунную фазу, и ассоциированный с ней спад, ослабление жизненной активности.

Мы видим, что лирический герой бесконечно далек от радостей жизни, его не радует весеннее обновление, более того – в его представлении весна несет скрытую угрозу, и цветочные ароматы он ассоциирует с запахом тления. Все природные явления, характерные для весны, он связывает со страданием, невозвратимыми потерями. За цветением чудится распад, разложение; прерывание чьего-то дальнего голоса связывается с угасанием, смертным оцепенением; ущерб луны – с грядущим новолунием (читай – исчезновением, гибелью) – во всем видны зловещие знаки, но смерть не пугает, а, скорее, умиротворяет героя.

Для него желанным исходом были бы даже опасные перемены, гроза, способная снять напряжение ожидания, которое страшнее смерти.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах