«Долины сна» К. Бальмонт
Пойду в долины сна,
Там вкось растут цветы,
Там падает луна
С бездонной высоты.Вкось падает она –
И все не упадет.
В глухих долинах сна
Густой дурман цветет.И странная струна
Играет без смычков,
Мой ум – в долинах сна,
Средь волн без берегов.
Сборник «Птицы в воздухе» (1908). Раздел «Морана».
Анализ стихотворения Бальмонта «Долины сна»
Стихотворение «Долины сна» впервые напечатали в журнале «Русская мысль» в 1907 году. В это время Константин Дмитриевич Бальмонт находился в эмиграции. Стараясь заглушить острую тоску по родине, он много путешествовал. Из-под пера поэта по-прежнему выходит множество стихотворений. Критики по-разному оценивают этот период в творчестве Бальмонта: некоторые отмечают признаки упадка, другие же – начало нового этапа.
Так считает исследователь В. Марков. Комментируя «Долины сна», он предполагает, что с него и подобных ему произведений началось становление сюрреализма как стихотворного направления.
Действительно, в этом стихотворении есть все, чтобы считаться превосходным образцом сюрреалистической поэзии. Для этого жанра размер и структура произведения теряют важность. Это хорошо заметно по другим стихотворениям этого периода – если «Долины сна» написаны правильным трехстопным ямбом, то ритм остальных ничуть не напоминает о классическом стихосложении.
Самое важное для поэта – погрузиться в глубины собственной души, отразить ее многогранность и противоречивость. Именно этой цели служат фантасмагорические образы, экстравагантно переплетенные в строках стихотворения.
Действо, раскрывающееся в «Долинах сна», напоминает мистический транс. Лирический герой прокладывает свой путь среди цветочных полей, но это не благоуханные аристократичные розы Пушкина, не знакомые с детства васильки Есенина, не душистые яблони Фета. Это торчащие «вкось» небывалые растения, которые источают опьяняющие ароматы. Если в стихах других поэтов цветы предстают в привычных тонах, имеют свойственный им запах, то образы Бальмонта рисуют в воображении читателя нечто иное. Это причудливые картины, наполненные мерцающими красками и густым дурманным маревом.
Этот диковинный мир звучит по-особенному. Здесь все окутано тишиной, но читатель может слышать звуки волшебных струн, которым не нужны смычки или даже музыкант. В этих долинах разносятся отголоски волн, хотя моря нет. Там сама луна то ли тонет, то ли парит в небесах.
В этом стихотворении можно попытаться отыскать скрытые смыслы. В противоречивых образах угадать предчувствия и страдания автора по родине. Ощутить дух времени, отзвуки которого прослеживаются в произведениях других поэтов, например, Ш. Бодлера и Э. А. По. А можно воспринять все буквально и вместе с К. Д. Бальмонтом совершить путешествие в царство сна, где любые фантазии обретают реальность.