Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Толстой

«Что ты голову склонила?..» А. Толстой

* * *

Что ты голову склонила?
Ты полна ли тихой ленью?
Иль грустишь о том, что было?
Иль под виноградной сенью

Начертания сквозные
Разгадать хотела б ты,
Что на землю вырезные
Сверху бросили листы?

Но дрожащего узора
Нам значенье непонятно –
Что придёт, узнаешь скоро,
Что прошло, то невозвратно!

Час полуденный палящий,
Полный жизни огневой,
Час весёлый настоящий,
Этот час один лишь твой!

Не клони ж печально взора
На рисунок непонятный –
Что придёт, узнаешь скоро,
Что прошло, то невозвратно!

<Ноябрь 1856>

Анализ стихотворения Толстого «Что ты голову склонила?..»

Стихотворение «Что ты голову склонила?..» написано в 1856 году. Сюжет небольшого стихотворения является отражением отношений со своей будущей женой, С. А. Миллер, которую автор просто боготворил и беспредельно жалел, учитывая ее бурное прошлое.

Лирический герой в рамках произведения делает попытку истолковать задумчивость, выяснить причины меланхолии, охватившей небезразличную ему женщину, утешить ее, предупредить ее возможную грусть. Рядовое событие становится предлогом выказать переполняющее героя чувство.

Стихотворение включает такие художественные средства:

  • эпитеты – «тихая лень», «виноградная сень (крона виноградных кустов, образующая полог, шатер)», «вырезные (резные) листы», «дрожащий узор», «палящий час», «настоящий час», «огневая жизнь» – помогают создать яркую картину летнего дня, полного солнца и счастливых ожиданий;
  • перифраз – «сквозные начертания – дрожащий узор – тени листьев» – рисунок, образуемый тенью просвечивающихся виноградных листьев, которые колышет ветер, оттого узор и «дрожит»;
  • метафоры – «полна ленью», «значенье узора» – единственным мазком, при минимуме затраченных слов и без придаточных предложений создают яркие образы;
  • олицетворение – «листы бросили»;
  • частотность риторических вопросов – «Что ты … склонила?..», «Ты полна?..», «Иль грустишь?..», «Иль хотела?..» – показатель участливости и глубокого чувства лирического героя;
  • риторические восклицания – «Что прошло… невозвратно!..», «…этот час … лишь твой!»;
  • синтаксический параллелизм – «Что придет … узнаешь … , что прошло… невозвратно» – отражает позицию автора: жизнь надо принимать такой, какова она есть;
  • инверсия – «ты полна ли», «начертания сквозные», «разгадать хотела б ты», «бросили листы», «узора значенье», «час полуденный, палящий», «жизни огневой», «час веселый, настоящий», «час один лишь твой», «рисунок непонятный», нам значенье непонятно» – поддерживает устойчивость стихотворного размера;
  • анафора – «Час полуденный…, час веселый…, это час … твой» – позволяет автору сделать акцент на конкретном отрезке времени.

Окончание третьей и пятой строф является своеобразным рефреном. Таким образом, лирический герой призывает не углубляться в анализ происходящего, а жить минутой. Оборот «час полуденный, палящий» – аллегория середины жизни, времени любви и счастья, пресловутой «огневой жизни», времени, для которого только и стоит жить, и на которую любимая женщина имеет безусловное право.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 20 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах