«Ещё дуют холодные ветры…» А. Пушкин
* * * Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
1828 г.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Еще дуют холодные ветры»
Стихотворение написано в 1828 году. Это милое и трогательное произведение можно бы украсить собой любой детский альманах. Создавая яркие запоминающиеся образы, поэт передает радость жизни доступными словами.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «дуют ветры», «показались цветочки», «проталинах весенних», «царства воскового», «келейки медовой», «вылетела пчелка», «гостья дорогая», «распустятся листочки», «зацветет черемуха душиста», позволяющую выделить ключевые слова каждого высказывания;
- однородные сказуемые – «дуют и наносят», «вылетела, полетела» – позволяют всесторонне описать происходящие события;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «цветочки», «келейка», «пчелка», «листочки» – передают умиление автора приметами наступающей весны;
- олицетворения – «ветры наносят», «кудрявая береза» – позволяют создать понятные читателю зримые образы явлений природы;
- эпитеты – «чудное восковое царство», «душистая медовая келейка», «красная весна», «клейкие листочки», «кудрявая береза» – выступают яркими характеристиками предметов;
- перифразы – «чудное восковое царство, душистая медовая келейка (келья, в контексте речи – убежище, место уединения)» – они же контекстуальные синонимы, по ними подразумевается улей, в котором пчелы провели зиму, «гостья дорогая» – автором подразумевается весна; автор использует перифразы, чтобы избежать повторений, не нагруженных смыслом;
- анафору – «скоро ль будет гостья …, скоро ли … позеленеют, скоро ль … распустятся», которая также используется для того, чтобы выделить каждый фрагмент предложения;
- усечения слов, обусловленные необходимостью рифмовки – «утренни», «душиста», «ль», они придают произведению черты народного сказа;
- аллитерацию – «…из келейки вылетала…», «…ли луга позеленеют», «вылетала …, полетела» – многократное повторение льющейся «л» позволяет создать необходимый звуковой акцент;
- лексический повтор – «ранние цветочки».
Обилие глаголов наполняет произведение действием – мы живо видим веселую суету пчел, колышущиеся под дуновением ветра первые цветы.
А. С. Пушкин подчеркивает неотвратимость наступления тепла и возрождения природы. Он показывает тесную связь между появлением первых цветов, вестников весны, и вылетом пчел, которых он называет ее разведчиками.