«Вечер (Под ногами скользь и хруст…)» В. Ходасевич
Под ногами скользь и хруст.
Ветер дунул, снег пошел.
Боже мой, какая грусть!
Господи, какая боль!Тяжек Твой подлунный мир.
Да и Ты немилосерд.
И к чему такая ширь,
Если есть на свете смерть?И никто не объяснит,
Отчего на склоне лет
Хочется еще бродить.
Верить, коченеть и петь.
23 марта 1922 г.
Сборник «Тяжёлая лира» (1920–1922).
Анализ стихотворения В. Ходасевича «Вечер (Под ногами скользь и хруст…)»
Небольшое произведение было написано в 1921 году и вошло в четвертую книгу стихов В. Ходасевича «Тяжелая лира», вышедшую одновременно в Петербурге и в Берлине. В рамках стихотворения поэт задается важными философскими вопросами и приглашает поразмыслить о двойственности человеческой натуры.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «Боже мой», «тяжек (краткая форма от прилагательного тяжкий) мир», «есть смерть», которая формирует именную рифму;
- синтаксический параллелизм – «… какая грусть! … какая боль!» – усиленный риторическими восклицаниями, передает глубину чувств лирического героя;
- синонимы – «Боже, Господи» – позволяют избежать повторов;
- авторский неологизм – «скользь» – усечение основы производящего слова по аналогии со словом «хруст» создают дополнительный акцент на безысходности мировосприятия лирического героя;
- риторический вопрос – «…к чему такая ширь?» – словно вовлекает читателя в беседу с персонажем;
- ряды однородных членов предложения – «бродить, верить, коченеть (в значении мерзнуть от сильного холода), петь (в значении творить)», «скользь, хруст» – детально описывают намерения героя и антураж, в котором он находится;
- экспрессивный фразеологизм «на склоне лет» имеет значение «в старости»;
- лексику высокого стиля – «тяжек»;
- устаревшую лексику – «подлунный мир», то есть находящийся на земле.
Говоря о зябкости, ассоциированный с автором лирический герой описывает свое состояние, что называется, здесь и сейчас: надо отметить, что полные тридцать пять лет становятся для него тяжелой ношей и вынуждают говорить о склоне лет. Холодная ветреная погода, гололед и сгущающиеся сумерки навевают на героя меланхолию, глубокую депрессию и наталкивают размышления мировоззренческого характера – о смысле жизни и допустимости страданий.
Задавая извечный вопрос о высших смыслах, предопределенности смерти, Владислав Фелицианович, как многие люди и до, и после него, при разрешении сложнейшего вопроса бытия идет по пути наименьшего сопротивления. Он хочет быть активным, стремится поверить в лучшее, разрешить важнейшие, сущностные вопросы, но обвиняет Бога в отсутствии милосердия и упускает из виду неразделимый с личной ответственностью за совершенные поступки фактор свободы воли человека.