Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Майор привёз мальчишку на лафете…» К. Симонов

* * *

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

1941 г.

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, – роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя – в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных – «Майор привез мальчишку на лафете…».

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста – первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика – первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».

Стихотворение написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах