Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Хемницер

«Дурак и тень» И. Хемницер

Я видел дурака такого одного,
Который всё гнался́ за тению своею,
Чтобы поймать ее. Да как? бегом за нею.
      За тенью он — тень от него.
Из жалости к нему, что столько он трудится,
Прохожий дураку велел остановиться.
«Ты хочешь, — говорит ему он, — тень поймать?
      А это что? Не достать —
      Лишь только стоит наклониться».
Так некто в счастии да счастия искал,
И также этому не знаю кто сказал:
      «Ты счастья ищешь, а не знаешь,
Что ты, гоняяся за ним, его теряешь.
Послушайся меня, и ты его найдешь:
      Остановись своим желаньем
В исканьи счастия, доволен состояньем,
         В котором ты живешь».

Анализ, мораль басни Хемницера «Дурак и тень»

И. И. Хемницер окончательно вышел в отставку в 1759 году еще молодым человеком и примерно в ту же пору начал активно совмещать врачебную практику с литературной деятельностью. Басня «Дурак и тень» написана им в 1772 году, и она прекрасно иллюстрирует практический тип личности поэта-патриота и его индивидуальную творческую манеру. А ее особенностью является прямолинейность, минимальное количество эпитетов и описательных конструкций. Текст полон действием, поэтому изобилует глаголами глагольными рифмами, облегчающими его восприятие. Достоинства языка и простая, сдержанная манера поэтического рассказа сделали басни Хемницера довольно популярными.

Величайшая заслуга поэта в том, что он сделал народный язык достоянием салонной публики. Басня «Дурак и тень» — отчеканенная короткая новелла, ясная и законченная по изложению. В ней очень силен сатирический момент. Произведение прекрасно иллюстрирует тезис «От добра добра не ищут».

Иван Иванович использует в тексте следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «дурака такого одного», «тению своею», «дураку велел остановиться», «говорит … он», «лишь только стоит»;
  • риторические вопросы — «…да как?», «…это что?»;
  • эллипсис – «(бежал) за тенью он, (но) тень (убегала) от него», увеличивающий смысловую емкость произведения;
  • лексический повтор — «в счастии да счастия»;
  • метафоры — «счастия искал», «поймать… бегом»;
  • поэтическую синекдоху — «остановись желаньем»;
  • ряд однородных членов предложения – «послушайся, остановись, будь доволен»;
  • антитезы – «хочешь поймать, да стоишь», «ищешь, а не знаешь»;
  • архаизмы – устаревшую падежную форму существительного «тению», устаревшую форму деепричастия «гоняяся»;
  • перифраз – «дурак — некто — этот»;
  • инвективу (резкое обличение) – «дурак»;
  • оксюморон — «гоняяся …теряешь».

В басне «Дурак и тень» автор обличает пустых мечтателей, неспособных на реальные дела. Ведь тень – удачно подобранный обманчивый образ несбыточного, нечто, чего не существует. Поэт резко, используя грубое слово, осуждает тех, кто не ценит того, что имеет, и поэтому никогда не бывает доволен, тех, кто теряет себя в бесконечной погоне за успехом.

Басня необыкновенно актуальна в наши дни, особенно для приверженцев либеральных идей, когда в начале дня тени ложатся в западную сторону, хотя изначально автор и не вкладывал в нее такого смысла.


Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах