«Жизнь пронеслась без явного следа…» А. Фет
* * * Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась – кто скажет мне куда?
С какой заране избранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью – всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью.Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.
1864 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883).
Анализ стихотворения Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…»
Тесную связь поэзии и философии Фет осознал еще в студенческие годы, находя ее примеры в творчестве любимых авторов – Гете и Шиллера. Чуть позже Афанасий Афанасиевич сильно хотел заняться изучением трудов Канта, но время не позволяло – значительную часть жизни забирала военная служба. Уделять должное внимание философии поэт смог только, начиная с 1860-х годов. При этом в первую очередь его интересовали уже не работы Канта, а творчество еще одно великого немецкого философа – Артура Шопенгауэра. Фет даже занимался переводами некоторых его книг на русский язык. Наибольшее влияние пессимистические идеи франкфуртского мыслителя оказали на позднюю лирику Афанасия Афанасиевича. В последние годы поэт нередко называл основным содержанием жизни страдание, видел спасение только в искусстве, способном увести человека в мир чистой красоты и радости. Нравственность Фет причислял к низшим понятиям. По его мнению, ее не должна касаться высшая поэзия. Кроме того, Афанасий Афанасиевич освобождал художника от требований морали, провозглашая человека творческого слугой исключительно красоты.
Частично мировоззрение Фета последних лет нашло отражение в стихотворении «Жизнь пронеслась без явного следа…», написанном в 1884 году. Основная мысль произведения проговаривается в первой же строке. Лирический герой утверждает бессмысленность собственного существования. Интересно, что перед читателями предстает не юноша, ведь молодым людям часто свойственно разочарование в жизни, а человек, готовящийся вскоре войти в последнюю дверь. Герой достаточно видел, достаточно почувствовал. Вот только ответить на важнейший философский вопрос ему так и не удалось: в чем смысл жизни? Душа его рвалась неизвестно куда, не зная маршрута, не имея заранее установленной цели. Странно, что в качестве возможного смысла жизни лирический герой не предлагает любовь, все-таки в творчестве Фета интимная поэзия занимала одно из главных мест. Стоит хотя бы вспомнить строчку из стихотворения «Старые письма»: «…Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!».
Во второй строфе произведения «Жизнь пронеслась без явного следа…» появляется описание природы. Чтобы проиллюстрировать мысль, высказанную в первом четверостишии, Фет прибегает к яркому сравнению. Колючий снег, летящий с нагих полей и оседающий глубокой и холодной постелью в лесной глуши, сопоставляется с мечтами, с «буйством первых дней», подходящими к последнему новоселью.